Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звуковой состав слова.
Дети с развитым фонематическим восприятием говорят чисто, т.к. их мозг чётко воспринимает все звуки речи. У детей с нарушением фонематического восприятия страдает не только звукопроизношение, но и само понимание речи, т.к. они не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами звучат для них одинаково, например: «ножки – мошки». Правильное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха лежит в основе усвоения навыков чтения и письма. Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных процесса. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь их чётко различать.
Работа над фонематическим слухом:
1 . Учить дифференцировать (различать) неречевые звуки, музыкальные инструменты:
- формирование условно двигательной реакции («Пока звучит музыка – беги».);
- темп – делай быстро / делай медленно («Стучи быстро / медленно»);
- учить дифференцировать неречевые шумы и музыкальные инструменты («Что звучало?»);
- ритм (сначала однородный, потом, согласно ритмическим рядам: 1-1; 2-1; 1-2; 3-1.
- определение количества звучаний («Сколько раз я постучала, столько и ты»);
- тембр («Кто это сказал? Папа? Мама? Малыш?»);
2 . Учить дифференцировать речевые звуки:
- различение слов, близких по звуковому составу;
- различение слогов, близких по звуковому составу;
- различение звуков;
3. Звуковой анализ и синтез (необходим для чтения и письма):
- учить определять количество слогов в слове (например, с помощью хлопков);
- учить определять наличие или отсутствие звука в слове («Корми только тех животных, в названии которых есть звук С»);
- учить определять первый и последний звук в слове («Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове ДОМ»);
- учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- учить выделять звуки в слове, определять их твёрдость или мягкость;
- обучать навыкам звукового синтеза («Собери слово из букв: М, А, К»).