Диагностика состояния здоровья детей, их физического и двигательного развития.
Для оценки исходного уровня развития каждого ребенка с тем, чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков, а также для эффективного планирования своей работы руководителю физического воспитания необходимо иметь в своем распоряжении достоверную и объективную информацию об уровне развития воспитанников в дошкольном учреждении по всем разделам учебной программы и в частности по физическому воспитанию.
Для этого проводится диагностика, характеристика и анализ возрастных особенностей воспитанников и уровня их физической подготовленности в освоении содержания программных задач.
Диагностика включает:
- физическое развитие (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
- развитие психофизических качеств:
- силы
- быстроты
- выносливости
- ловкости
- гибкости
- равновесия
- координационных и скороспно-силовых качеств.
Обследование физического развития дошкольников проводится два раза в год на учетно-контрольных занятиях. Первое обследование – в начале учебного года (в сентябре), второе в конце (в мае), в течение нескольких дней, в теплую погоду. Одежда у детей должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На открытом воздухе заниматься детям лучше в костюме, обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная - спортивные шорты, майка, спортивная обувь.
Участие в обследовании принимают воспитатель, руководитель физического воспитания, медицинская сестра.
В помещении (физкультурный, музыкальный залы) диагностируются такие физические способности как скоростно-силовые качества – бросок набивного мяча (вес 1 кг) двумя руками из-за головы; координационные способности; удержание равновесия, гибкость – наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке.
На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 10 м; ловкость – бег 10 м между предметами; прыжок в длину с места.
Все данные обследования заносятся в диагностическую карту по каждой возрастной группе отдельно. С их результатами можно ознакомиться у медицинской сестры и руководителя физвоспитания.
Во время обследования и анализа учитываются индивидуальные возможности ребёнка; особенности средств проведения, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.
Перед выполнением контрольных двигательных заданий проводится небольшая разминка (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1,5 минуты, общеразвивающие, гимнастические, дыхательные упражнения).
Задания выполняются в игровой форме, чтобы дети могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.
Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению вышеперечисленных испытаний. Наблюдения показали, что большая часть постоянно стремятся сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и тоже задание, обращаются к воспитателю за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь незначительная часть детей остаются пассивными.
Дети, выполнившие все задания, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочных показателей (более трёх показателей) - к высокому уровню физической подготовленности. Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.
Таким образом, диагностическая работа и комплексная оценка исходного физического состояния необходима для того, чтобы:
- спрогнозировать для ребенка «ближайшую» зону здоровья, физического развития и двигательной активности;
- соответствующим образом организовать процесс физического воспитания;
- дифференцировать условия жизни и воспитания;
- индивидуализировать закаливание, физические и умственные нагрузки в двигательно-игровой и учебной деятельности.