Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада, т. к. от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического, имеет свою давнюю историю. Мы знаем, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического и психического развития детей.
Педагоги, в том числе и музыкальные руководители, решают задачи психофизического развития ребенка, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Ведь привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Например, слушание музыки и разучивание текстов песен мы перемежаем с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.
Все музыкальное занятие с использованием здоровье-сберегающих технологий, можно разделить, приблизительно, на несколько частей: вводная ходьба, песенка-распевка с элементами самомассажа или логоритмическое упражнение, активное слушание музыки, дыхательная гимнастика и артикуляционное упражнение, пение, пляски, музыкальные игры и хороводы, элементарное музицирование.
Конечно же, нужно сказать о необходимости влажной уборки и проветривания помещения перед занятием, а также (как видно из структуры занятия) смене деятельности.
Предлагаю рассмотреть каждую часть подробнее, с точки зрения здоровьесберегающих технологий.
Занятие начинается с различных видов ходьбы, что необходимо для регуляции мышечного тонуса, благодаря чему дети лучше владеют своим телом, их движения становятся более точными и ловкими.
Затем – песенка - распевка, она поднимает настроение, задает позитивный тон восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению, так же способствует развитию положительных эмоций.
Использование логоритмических упражнений и пальчиковых игр, стимулирует действие речевых зон головного мозга, совершенствует внимание и память, формирует ассоциативно-образное мышление.
Также нужно использовать артикуляционную гимнастику, она необходима для развития мышц речевого аппарата, увеличения объема слуховой и музыкальной памяти, внимания, совершенствования дикции, чувство ритма.
Дыхательная гимнастика оказывает лечебное воздействие на весь организм ребенка, т. к. влияет на обменные процессы в кровоснабжении, улучшает дренажную функцию легких, носовое дыхание, так же корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагменное дыхание, его продолжительность и силу, правильное распределение выдоха.
Пение развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляет голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей детей направлен не только на формирование художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Неотъемлемой частью занятия считаю подвижные игры, хороводы, которые тренируют координацию движения и слова, память, внимание, мышление, быстроту реакции на смену движений.
Использование музицирования на детских музыкальных
инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы.
В заключение хочется сказать, что забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества, а музыкальное развитие занимает важное место в аспекте физического, интеллектуального и социального развития ребенка.
ПРАЗДНИКИ ДОМА
Праздники дома…Поводов для них не мало – день рождения ребенка, окончание детского сада, бабушкин или дедушкин юбилей и, конечно же, дни рождения мамы, папы, братика, или сестрички, дяди, или тети.
Для взрослых - это прежде всего покупка подарков и приготовление застолья. А почему бы не ввести в семейную традицию составление программы для семейных торжеств, в которой немалое место будет отведено Вашему ребенку? Еще лучше, если их у Вас двое или трое. Выберите время, сядьте вместе и наметьте программу, опираясь на пожелания младшего поколения. Очень тактично предложить ребенку, доставит удовольствие его выступлением: пожеланиями, стихотворением. Подтолкните его к творчеству, выдумке и фантазии. Пусть ребенок почувствует себя создателем чего- то интересного, необычного. Спойте для виновника торжества самую его любимую песню, станцуйте компанией танец, который знают все. Например, «Танец утят», «Летку Еньку», или «Арам-зам-зам». Таких танцев сейчас очень много. В помощь Вам придет интернет.
Основой такой программы могут стать конкурсы, викторины, игры, частушки (которые готовятся заранее), устройте конкурс рисунка для именинника (чего проще: подготовить лист бумаги, карандаши, фломастеры или краски и нарисовать для бабушки цветы).
Сюрпризом может стать аппликация или поделка из пластилина. Как Вы думаете, приятно получить в подарок букет из конфет? Эти сюрпризы сейчас в моде. Их образцы можно найти в интернете и подарок подготовить заранее. Юбиляр любит музыку? Прекрасно! Да кто же ее не любит? Особенно необычную. Порадовать гостей и домочадцев можно оркестром, который совсем несложно сделать из пустых коробочек, или пустых бутылочек из под йогурта, насыпав туда крупу, песок, мелкие камушки и т.д. Можно так же использовать для шумового оформления бумагу, целлофан, фантики от конфет. А еще, дуя в опущенную в стакан с водой соломинку и пуская пузыри, издавать интересный булькающий звук! Поставьте любую веселую, хорошо знакомую музыку (например «Польку» Рахманинова, «Турецкий марш») и аккомпанируйте в такт. Ребенку можно доверить роль дирижера.
Заблаговременно вместе с ребенком продумайте, как оформить помещение, в котором будете принимать гостей. Оформление может быть лаконичным, строгим, изящным и легким, юмористическим и веселым. При оформлении можно использовать рисунки не только детей, но и взрослых (наверняка, в семье кто - то хорошо рисует), фотографии именинника, шары, можно выпустить газету с отпечатками ладошек.
Поверьте, это не трудно, но очень занимательно и интересно! Это сближает, сплачивает, а, самое главное, воспитывает в детях чувства ЛЮБВИ, УВАЖЕНИЯ И ДОЛГА К РОДНЫМ И БЛИЗКИМ, ЖЕЛАНИЕ ДОСТАВИТЬ ЛЮБИМОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПРИЯТНОЕ.
ПРОЯВИТЕ ФАНТАЗИЮ! ДЛЯ ЭТОГО НАДО ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕ!
Праздник, подготовленный таким образом, будет приятным долгожданным событием в семье. Он доставит радость не только детям, имениннику, но и всем присутствующим и надолго останется в памяти.
И ПОМНИТЕ: РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ!
![]() |
Консультирование родителей по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
|
![]() |
Страничка учителя-дефектолога
|
![]() |
Страничка здоровья
|
Количество просмотров: