Информация по дыханию у детей дошкольного возраста для ознакомления родителям.
У детей дошкольного возраста часто наблюдаются заболевания органов дыхания, среди которых встречаются хронический фарингит, назофарингит, хронические болезни миндалин, аденоиды, аллергический ринит, хронический бронхит, бронхиальная астма.
По анатомическому строения дыхательной системы ребёнка заканчивает свое развитие к восьми – 12 годам, а функциональное развитие продолжается до 14 – 16 лет. К 3 – 4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам ещё не завершается строение легочной ткани. Недостаточность приспособительных механизмов и резервов организма, лёгкая возбудимость дыхательного центра, слабость дыхательной мускулатуры, а также поверхностное и не ритмичное дыхание, низкий дыхательный объем создают дополнительные трудности для выработки навыка правильного дыхания у детей.
Значение функции дыхания заключается в обеспечении и непрерывном снабжении всех органов тканей организма кислородом, а также удалением углекислого газа образующегося в результате обмена веществ в организме.
Функция внешнего дыхания заключается в поддержание строго определённого газового состава крови и осуществляется системой органов: носом, глоткой, гортанью, трахеей, бронхами, лёгкими.
Дыхательный акт состоит из фазы вдоха и выдох.
В основе вдоха – активное сокращение диафрагмы. Выдох осуществляется пассивно в связи с прекращением напряжения дыхательной мускулатуры. Регуляция дыхания обеспечивается деятельностью:
- дыхательного центра,
- вегетативной нервной системы,
- органов внешнего дыхания,
- кровообращения и системы крови.
От полноценности функции дыхания зависит снабжение кислородом всех тканей органов и систем организма, а, следовательно, и уровень его жизнедеятельности.
Большое значение в профилактике заболеваний органов дыхания имеет обучение детей правильному дыханию через нос. Расстройство носового дыхания может вызывать нарушение сна. У детей, которые дышат ртом, отмечается слабость мышц носа, носовые ходы значительно сужены. О нарушения носового дыхания могут свидетельствовать раздувание крыльев носа, бледность кожных покрова в и слизистых оболочек, синюшность под глазами, а также жалобы на головокружение, отсутствие аппетита, снижение двигательной активности, вялость. В носовой полости задерживается до 40 – 60 % пыли и бактерий, чего не происходит при дыхании ртом. Кроме того, длительное дыхание через рот понижает газообмен в лёгких, ухудшает кровоснабжение мозга, формируют порочный комплекс условных рефлексов.
Недостаток кислорода в организме может вызвать нарушение обмена веществ, снижение физического развития и уровня сопротивляемости организма воздействием внешней среды. Таким образом, при длительном нарушение дыхания через нос развиваются различные нарушения в организме. Восстановление нервной регуляция дыхательной функции может быть достигнуты только путём настойчивой целенаправленной тренировки, создающие прочный комплекс условно-рефлекторных связей с участием высших отделов центральной нервной системы. Это происходит в результате выполнения специальных дыхательных упражнений, усиливающих носовое дыхание за счёт раздражения слизистых оболочек сильной струей воздуха. Например, длинные и ритмичные вдохи и выдохи через нос, при закрытом рте; вдох и выдох попеременно правый и левый половиной носа (вторая прижата пальцами; произношение звуков «м», «н», «му», «ну», при закрытом рте; самомассаж крыльев носа.
Поэтому содержание физкультурных занятий в дошкольном учреждении включает упражнения, направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, упражнения на средние и крупные мышечные группы, а также ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание, гимнастические упражнения, упражнения с предметами, игры и др. Кроме того, решаются следующие задачи:
- повышение не специфической устойчивости организма к внешней средовым воздействиям,
- повышение уровня физической подготовленности;
- адаптация организма к физическим нагрузкам;
- поддержание функциональных резервов системы внешнего дыхания на достаточном уровне для выполнения физических нагрузок, соответствующих возрастным возможностям;
- предупреждение развития застойных процессов, нарушения бронхиальной проходимости;
- улучшение легочный вентиляции.
Специальные упражнения физкультурных занятий сочетаются с играми различной подвижности, в содержание которых входит с формирование правильного дыхания; использование элементов спортивных игр; выполнение движений в сочетании с правильным дыханием; статические и динамические дыхательные упражнения; упражнения с расслаблением для снятия спазма дыхательной мускулатуры; аэробные нагрузки; упражнения для повышения силы и силовой выносливости дыхательных мышц; упражнения для плечевых суставов и на осанку. А также динамические дыхательные упражнения с движением рук, туловища, шеи. Особенно хорошо выполнять упражнения в различных исходных положениях: лёжа на спине, в ходьбе, наклоны, силовые упражнения, лёжа на боку, на животе, стоя на коленях и др. Для улучшения функции бронхов выполнять звуковую дыхательную гимнастику с рычанием («бр-р-р»), пыхтением («пф-ф-ф»), произнесением глухих согласных («к», «т», «н») и короткого, отрывистые звука «ха» на выдохе, обучение искусству кашля на выдохе, похлопывания, массажные приемы.
При плохом оттоке мокроты или обильный мокроте упражнения для улучшения дренажной функции бронхов. Для этого лежащего на спине без подушки ребёнка поворачивают с боку на бок каждый раз на 45°, делаем в этом положении глубокий вдох и форсированный выдох 3-5 раз. При появлении кашля ребёнку дают возможность полностью откашляться, после чего продолжают вращения, запоминая это положение, при котором кашель и отделение мокроты были наиболее выраженными. Выполнять можно 3-4 раза в день по 10-15 минут до еды.
Принципиально важно то, что дыхательные упражнения полезны как здоровым детям, так и тем, которые имеют отклонения в состоянии здоровья, поскольку нет противопоказаний к их выполнению.