Дети часто воспринимают угрозу, как предложение повторить запретное действие. Когда мы говорим: «Ещё только раз сделай…», - ребёнок слышит лишь: «Сделай!». Иногда он понимает это так: «Мама хочет, чтобы я это сделал ещё раз, а не то она рассердится».
Такие предупреждения хороши только для взрослых, для детей же они более чем бесполезны. Увы, они служат лишь гарантией того, что запрещённое действие повторится. Предупреждение – это вызов детской самостоятельности. Если у ребёнка есть чувство собственного достоинства, он докажет себе и другим, что он не слюнтяй.
НЕ НАДО СТАВИТЬ УСЛОВИЙ!
Нельзя говорить ребёнку открытым текстом, что если он выполнит желаемое (или не будет делать чего-то запретного), то получит награду за хорошее поведение:
- Если ты не будешь обижать братика, то я поведу тебя в кино.
- Если ты выучишь это стихотворение, то мы пойдём кататься на лодке.
- Если ты перестанешь рвать свои книжки, то я подарю тебе велосипед.
Принцип «если…, то…» иногда даёт быстрый результат. Но он редко ориентирует ребёнка на повторные попытки: ведь в наших словах заключено сомнение. «Если ты выучишь стихотворение» означает: «Мы не уверены, что ты на это способен». «Если перестанешь рвать книги» означает: «мы не думаем, что ты можешь от этого удержаться».
А бывает и так: сын ведёт себя плохо. В чём тут причина? Мальчик объясняет: «Если мама боится, что я стану себя плохо вести, я могу я могу у неё выпросить что угодно. Ну и мне, конечно, приходится безобразничать, чтобы она не думала, что потакает мне зазря».
Если ребёнок рассуждает таким образом, то скоро он примется шантажировать родителей или заключать с ними сделки, требуя награду за хорошее поведение. Некоторые родители не смеют вернуться из поездки без подарка. Дети встречают их не словами привета, а чётким вопросом: «А что ты мне привёз?»
Между тем, хороши только неожиданные награды. И радуют больше всего именно они, потому что выражают истинное поощрение со стороны родителей.