Развитие физических качеств.
Координационные способности.
Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность "умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью".
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи. Значимость воспитания координационных способностей объясняется основными причинами:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2.Только сформированные координационные способности – это необходимое условие подготовки к жизни, труду, спорту и т.д. Они способствуют эффективному выполнению основных движений при постоянно растущих требованиях в процессе физической деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3.Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов человека, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому, помимо физических качеств, в дошкольном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей. Тем более, что этот возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.
Для эффективного формирования координационных способностей на базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенствования, соответствующих видов координационных способностей, с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности ребенка. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.
Применительно к детскому возрасту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности в процессе управления двигательными действиями:
- способность к реагированию;
- способность к равновесию;
- ориентационная способность;
-дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения;
-ритмическая способность.
Уровень координационных способностей определяется следующими способностями:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени;
- приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи;
- предугадывать положение движущегося объекта в нужный момент времени
- ориентироваться во времени и пространстве.
В зависимости от специфики двигательной задачи координационные способности могут проявляться в форме удержания различных равновесий, выполнения действий в заданном ритме, своевременной смене двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки и др.
Выделяют пять признаков воспитания координационных способностей.
1.Основным методом являются многократное повторение, а средством - физические упражнения. Физические упражнения бывают общие, то есть для совершенствования общего уровня способностей, выполняемых в свободной форме. И специальные – это совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые более точно.
2. Используемые средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем (наблюдением) руководителя физического воспитания.
3. Использование дополнительных средств, которые улучшают функцию анализаторов (разнообразное спортивное оборудование, ограничение площади опоры, смена направления движения, яркие расцветки инвентаря, музыкальное сопровождение, звуковые сигналы и др.).
4. Выбор средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выбранной задачи.
5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических приемов будет повышаться сложность используемых дополнительных средств.
Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Все это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата.
Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму физкультурного занятия, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.