«Написали мне в тетради трудное задание,
Папа с мамою сказали: «Что за наказание!»
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.
Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок и так занимается с логопедом?»; или вот такое мнение родителей «Я считаю, что домашние задания задают ленивые педагоги, которые с ребёнком работать не хотят, а хотят свою работу переложить на другого. Я не люблю педагогов, которые задают задания, а потом на занятиях занимаются преимущественно проверкой выполнения домашних заданий. Педагог должен сам работать.» (комментарий взят дословно с «родительского» форума; пунктуация и орфография сохранены).
Ну что же, давайте разбираться.
В тетрадь для домашних логопедических заданий логопед (дефектолог) пишет те задания, которые нужно отработать (закрепить). На уроках с логопедом отрабатывается определённый материал (отработка какого-либо звука, лексико-грамматический строй речи или занятия по подготовке к грамоте (старшая группа)). И для того, чтобы этот материал закрепился в памяти у ребёнка и стал ему более понятен, а приобретённый навык быстрее автоматизировался – для этого и нужны домашние задания. Если какой-либо речевой материал будет отрабатываться ТОЛЬКО в кабинете у логопеда, а дома, в свободной домашней обстановке, приобретённый навык закрепляться не будет – то надеяться на быстрый и качественный результат не стоит. Логопед находится с ребёнком с глазу на глаз 20-30 минут в день. А всё остальное время ребёнок находится в другой речевой среде. Логопед не ходит с ребёнком в магазин, не ходит с ним играть на детскую площадку, не ходит в гости к бабушке и дедушке. И что в итоге получается? На занятии продолжительностью 20-30 минут ребёнок приобрёл какой-то навык (например, научился произносить звук Ш в слогах и в начале слов). Дальше всё остальное время ребёнок проводит в группе детского сада, где воспитатели по рекомендации логопеда закрепляют приобретённый навык в свободной речевой деятельности. А затем ребёнок уходит домой, где его ждёт привычная речевая среда, в которой он привык говорить «каса», а не «каШа», «сапка» вместо «Шапка». Вот так и появляется синдром «Кабинетной речи», когда на занятии у дефектолога навык развили, начали автоматизировать, а за пределами кабинета этого навыка как не было, так и нет.
Поэтому всё, что делается на занятии с ребёнком, должно ДОМА с родителями закрепляться, доводиться до автоматизма. Тогда будет результат.
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков;
В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). - задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.
- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для ребёнка стихов;
- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу.
Поэтому, для достижения максимального результата, необходима тесная взаимосвязь и сотрудничество родителей и педагога. Если логопед будет работам в-одиночку, то результаты работы будут…. Но только в кабинете!
Мы не Боги…. Мы - Педагоги!
учитель-дефектолог
Малиновская Г.С.