Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Страничка учителя-дефектолога

Показатели речевой готовности к обучению в школе

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Итак, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

 

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  •     Правильное произношение всех звуков;
  •     Умение различать звуки речи на слух;
  •     Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;
  •     Словарный запас;
  •     Сформированность грамматического строя речи;
  •     Связную речь;
  •     Речевую коммуникацию

 

Звукопроизношение и фонематический слух

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 

Владение навыками звукового анализа и синтеза

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

  •     слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  •     определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  •    определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  •     называть слова с заданным звуком;
  •     уметь составлять слова из звуков;
  •   дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа:

1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки),

2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры),

3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова). Умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки чтения.

Слоговая структура слова.

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

 

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

* Назови животных и их детенышей.

У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы...

у медведя… и т.д.

* Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.

Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает, свинья…корова…т.д.

* Назови, одним словом каждую группу предметов.

Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д.

* Кто что делает? Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д.

* Названия каких предметов отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?

Карандаш – что?, заяц…, книга…, ребенок…, рубашка…т.д.

* Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.

Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…, лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д.

* Отгадывание загадок.

* Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.

 

Грамматический строй речи

Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

* Назови предметы в единственном и множественном числе.

Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.

* Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.

* Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.

* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.

* Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.

 

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь:

  •     пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
  •      составлять рассказ по картинке, по серии картин;
  •     отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обратите внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));

- на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

 

Речевая коммуникация

- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

- уметь слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета.

 

 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Страничка учителя-дефектолога

Соседние подразделы:
Страничка педагога-психолога
Декрет №18
Страничка музыкального руководителя
Страничка здоровья

Местное время

Контакты

8 (02136) 2-45-28
8 (02136) 2-45-29
detsad.kohanovo2@tolochin.vitebsk-region.gov.by

211060, Витебская область, Толочинский район, г.п. Коханово, ул. Микрорайон, д.28
Открыть контакты

Режим работы:

Понедельник - пятница

с 7.15 до 17.45

Выходной: суббота, воскресенье.

Гуманитарный проект

15.03.23 Растим здоровую нацию!!!

Все новости

Новое на сайте

31.10.24 Специалисты советуют: Страничка учителя-дефектолога: Воспитание усидчивости у детей . Воспитывать малыша — процесс очень трудоемкий...

24.10.24 Образовательный процесс: Объединения по интересам: Объединение по интересам «ИНФОРМАТИКА БЕЗ РОЗЕТКИ» (на бесплатной основе). Естественно-математический профиль, базовый уровень изучения..

24.10.24 Образовательный процесс: Объединения по интересам: Расписание занятий объединений по интересам (на платной основе). Естественно-математический профиль базовый уровень изучения..

24.10.24 Образовательный процесс: Объединения по интересам: Расписание занятий объединения по интересам «ИНФОРМАТИКА БЕЗ РОЗЕТКИ» (на бесплатной основе). естественно-математический профиль, базовый уровень изучения..

21.10.24 Специалисты советуют: Страничка учителя-дефектолога: Рекомендации по "запуску" речи . Самое важное – исключите времяпровождение ребенка у телевизора, с..

18.10.24 Наш профсоюз: ПРОФКОМ в лицах. Студенцова Алеся Леонидовна - Председатель по охране труда..

18.10.24 Наш профсоюз: ПРОФКОМ в лицах. Рощина Кристина Игоревна Председатель комитета по культурно-массовым..

Посмотреть все

Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Толочинского района

-

Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Витебской области

-

-

История и традицииВ 1978 году для маленьких граждан нашего поселка широко распахнул двери ясли-сад. За эти годы учреждение прошло путь становления, накопления педагогического опыта, творческого поиска....
Открыть раздел История и традиции
Официальные Интернет-ресурсы http://president.gov.by/ - портал Президента Республики Беларусь http://government.by/ - Совет Министров Республики Беларусь http://www.sovrep.gov....
Открыть раздел Полезные ссылки
ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ по популяризации физической культуры и оздоровления детей дошкольного возраста «Растим здоровую нацию!» 1....
Открыть раздел Гуманитарный проект
The LineAct Platform