Обучение чтению детей с нарушениями речи.
Представим этот процесс в виде этапов.
- На первом этапе необходимо на протяжении нескольких занятий выучить с детьми все буквы, которые обозначают звуки, доступные для правильного произнесения детьми. Здесь следует использовать кассу букв и различные виды заданий и игр, направленных на запоминание этих букв.
- Далее приступаем к чтению прямых слогов. Все изученные детьми согласные буквы сливаем только с одной гласной буквой. Начинаем с буквы А. Далее переходим к чтению слогов с буквой У и продолжаем в следующей последовательности: О, Ы, Э, И.
- Освоив чтение прямых слогов, переходим к чтению слов из двух открытых слогов с одинаковой гласной «А», типа «ва-та», «ла-па».
Продолжаем отрабатывать навык чтения слов из двух слогов, но уже с разными гласными буквами: «му-ха», «но-ги» и др.
- На следующем этапе приступаем к чтению слов из одного закрытого слога, типа «кот», «мак».
- Отработав слова из двух открытых слогов и одного закрытого слога можно дать детям чтение предложений типа Ма-ша пи-ла сок. Ли-за ду-ла.
- Далее отрабатываем чтение слов из трех открытых слогов типа «бу-ма-га» и вводим их в предложения типа Ма-ма ку-пи-ла ку-би-ки.
- На следующих этапах работы постепенно усложняем структуру читаемых слов, следуя классификации слов по типам звуко-слоговой структуры, составленной А.К.Марковой: двухсложные слова из открытого и закрытого слога, двухсложные слова из закрытого и открытого слога и т.д. Отработанные слова вводим в предложения. Возможность составления разнообразных предложений на этом этапе значительно возрастает. Становится доступным даже чтение коротких текстов по слогам.
- Сформировав определенный навык чтения на материале «простых» букв, переходим к отработке сложных моментов чтения, которые требуют отдельного внимания и более длительной и тщательной проработки. Такими сложными моментами являются:
- буква Й, дифференциация букв И-Й
- буквы Е, Ё, Ю, Я
- буквы Ц, Ч, Щ
- дифференциация при чтении букв Ч-Т, Щ-С
- буквы Ь, Ъ