Формирование правильной речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Для формирования грамматического строя речи дошкольников используются такие дидактические игры, как «Звуковая считалка», «Что из чего?», «Прятки», «Кто, что, из чего и чем?».
Звуковая считалка «Помоги Хрюше сосчитать груши»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными; автоматизация звуков Рь, Р, Ш.
Ход игры:
Хрюша очень любит фрукты.
Помоги собрать ей груши!
Быстро груши сосчитай – ни одну не пропускай!
Образец: Хрюша собрала одну грушу, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Звуковая считалка «Помоги бегемоту сосчитать клубнику»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными; автоматизация звука Л.
Ход игры:
Бегемот Лу заблудился в лесу,
Почти испугался, но набрел на полянку.
Там сладкой клубники он много увидел,
- Одна клубничка, две клубнички…
Не умеет считать бегемот.
А пока не сосчитает
Клубнику не отведает.
Игра «Где прячутся овечки»
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (за, около, перед, между); автоматизация звука Ч; упражнять в согласовании существительных с числительными.
Ход игры:
Однажды зимой вышли овечки погулять. Они очень сильно замерзли. И стали играть в прятки. Скажи, где они прячутся. Сосчитай их.
Образец: Одна овечка, две овечки, три …, четыре …, пять овечек. Овечка прячется ЗА деревом. Овечка прячется ОКОЛО дерева. Овечка прячется МЕЖДУ деревьями. Овечка стоит ПЕРЕД деревом.
Игра «Любимый сок»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Маша - сластена любит соки.
Какой сок из … (яблок, груши, апельсина …) ты назови?
Какой твой любимый скажи!
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …?
Игра «Расскажи о любимом фрукте»
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Ход игры: логопед показывает на фрукт и просит сказать, какой он.
Игра «Один – много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование единственного числа во множественное.
Оборудование: картинка с разными фруктами.
Ход игры: логопед называет фрукт в единственном числе и просит назвать его во множественном числе. Например: яблоко – яблоки, апельсин – апельсины и т. д.
Игра«Исправь ошибку»
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
На столе лежит много игрушков.
Мой любимый игрушка - кукла. Длинноухая заяц.
Мое велосипед, моя ведерко, мой машинка… .
Успехов в работе!