Обычно различные обучающие занятия проходят в статическом положении. Нахождение в одной позе для дошкольников очень тяжело, так как нервные процессы у них неустойчивы. Смена деятельности - это всегда лучший отдых, поэтому занимаясь с дошкольниками, нужно разнообразить действия, которые часто повторяются, включая что-то новое для ребенка. Лучший способ справиться с утомлением это физминутка . Она снимет напряжение мышц, переключит внимание с одной деятельности на другую, даст отдых нервным центрам, которые задействованы. Таким образом, работоспособность ребят восстановится.
Так как зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов находятся в непосредственной близости друг от друга в задних отделах больших полушарий головного мозга, следовательно, проводя различные виды массажей и гимнастик, можно активизировать их работу.
Учеными давно установлено, что трудности в овладении устной и письменной речью у детей часто связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики. С ней связаны конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже представлена у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественной опоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типы мышления.
Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы закрытого типа, вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность в умственной деятельности.
Правополушарный тип. Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: творческие задания, привязанные к контексту, возможность экспериментировать, речевой ритм, работа в группе, синтез нового материала, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности.
Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления.
Методики обучения ориентированы главным образом на развитие левого полушария и не учитывают наличие различных типов развития функциональной асимметрии полушарий, а также разницу между мальчиками и девочками в скорости развития левого полушария. Поэтому в наилучших условиях оказываются левополушарные и равнополушарные девочки, а в самом невыгодном положении оказываются правополушарные мальчики.
Для того чтобы предупредить или уменьшить проблемы, вызванные отсутствием межполушарного взаимодействия, следует уже в дошкольном возрасте использовать (по возможности) упражнения, направленные на синхронизацию работы полушарий.
Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания,
повышают устойчивость внимания
Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие. Известно, что разнонаправленные движения глаз и языка активизируют процесс обучения. Медленное выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и по вспомогательным направлениям (диагоналям).
- Выполнение однонаправленных движений. Глаза и язык вправо – вдох, пауза, исходное положение – выдох, пауза и т.д.
- Голова фиксирована. Выполнять движения по траектории лежащей восьмёрки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
-глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза направо, язык налево вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза налево, язык направо вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза.
Гимнастика для глаз
Голова остается неподвижной. Дети следят глазами за ярким наглядным пособием «стрекозой» (наглядное пособие).
Стрекоза летала браво, полетела она вправо,
Покружилась над цветком, подружила с мотыльком.
Полетела она влево, покружилась, как хотела.
И обратно возвратилась, на ромашку приземлилась.
***Движения «бабочки» по тексту.
Бабочка кружилась в поле над цветами, мы её пытались «удержать глазами»,
Поднималась высоко, опускалась низко, отлетала далеко, подлетала близко.
Упражнения, синхронизирующие работу полушарий головного мозга
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.