Речевое развитие на занятиях физкультурой.
Подготовила: руководитель физического воспитания
Студенцова Татьяна Леонидовна.
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.
На занятиях физической культурой помимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей. Поэтому на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра с массажными мячиками развивает не только мелкую моторику, а также:
- Восприятие цветов;
- Понятие о количестве;
- Помогает чувствовать свое тело;
- Предотвращение страха.
На занятиях используются следующие приемы речевого развития:
- Стихотворное и музыкальное сопровождение общеразвивающих упражнений, игровых упражнений, подвижных игр:
На лужайке поутру,
Мы затеяли игру.
(Дети встают в круг)
Я подснежник, ты вьюнок
(Подают по очереди левую и правую руки)
Становись скорей в кружок.
(Встают в круг)
Раз, два, три, четыре,
(4 шага вправо)
Раздвигайте круг пошире,
(2 шага назад)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки.
(Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим,
(Расширяют и выравнивают круг)
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть
(Расцепили руки)
Мы веселые лучи
(Потянулись вверх на носках)
Мы резвы и горячи.
(Прыжки на двух ногах)
- Различные речевки: (на зарядках, в конце занятий);
На зарядку выходи
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка - для ребят.
- Считалочки:
1, 2, 3, 4, 5 - вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой- ой- ой,
Погибает зайчик мой.
Повезли его в больницу
Оказался он живой.
- Художественное слово;
Подвижная игра «Кот и мыши»
К- Мыши-мыши, где гуляли?
М- Сыр в кладовке воровали.
К- Почему остались крошки?
М- Тебе оставили немножко.
К- За такие вот делишки,
Мы накажем вас воришки.
М- Если хочешь наказать
Так попробуй нас догнать.
- Придумывание различных историй «Предлагаю вам попутешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая?) Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки?)».
- За частую в конце занятий вспоминаем, что выполняли, какого цвета был мячик, формы, размера, так же это оговаривается и во время занятий.
- Фольклорный материал;
- Потешки;
- Прибаутки;
- Песни:
«Малыши крепыши
Встали по порядку,
Малыши, крепыши
Делают зарядку.»
- Слова-заклички в подвижных играх:
Гуси- гуси (Га-га-га),
Есть хотите (Да-да-да),
Ну летите (Нет-нет-нет),
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
- Проговаривание правил подвижной игры;
- Речевые приемы в водной части занятия (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
- Различные виды расчета (1-2-3, моряки-матросы, красные-синие);
- Дыхательные и пальчиковые гимнастики;
Проведи глазами влево,
И скажи соседа слева,
А теперь ты вправо проведи
И соседа справа прошепчи,
Посмотри ты в потолок
Свое имя назови дружок.
- Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт-ура!);
- Загадки на различные темы;
Соберем команду в школе
И найдем большое поле,
Пробиваем угловой
Забиваем головой,
И в воротах пятый гол,
Очень любим мы…
Мне друзьям сказать не лень
«С добрым утром», «Добрый день»,
А потом еще при встрече,
Говорить им «…»
Повторяя игры на улице, играя и проговаривая слова, мы помогаем ребятам научится хорошо и правильно говорить.