Вкусная артикуляционная гимнастика
Часто родители сталкиваются с такой «проблемой», когда дома ребёнок отказывается выполнять артикуляционную гимнастику, которую дефектолог задаёт на дом: «Скучно…», «Не интересно…», «Не хочу…», «Потом…».
И тут есть отличное решение! Можно взять на вооружение комплекс вкусной артикуляционной гимнастики, который придётся по вкусу любому привереде.
Вам понадобятся: съедобная ванильная соломка, маленькие сушки (именно маленькие и очень тонкие), круглая витаминка-драже, мёд (или варенье, или шоколадная паста), чайная ложка.
Цель данной артикуляционной гимнастики: укрепить кончик языка; выработать верхний подъём языка; развить подвижность губ; научить чувствовать положение органов артикуляции и управлять ими.
Каждое упражнение выполняем под счёт от 5 до 10. И повторяем по 2-3 раза.
И так, приступаем.
Упражнение N1 «Хоботок».
Ребёнок зажимает ванильную соломку губами и вытягивает их в трубочку. Можно попросить ребёнка произносить звук «у-у-у-у» («Слоник трубит»), так ребёнку будет проще почувствовать, какое должно быть правильное положение губ.
Упражнение N2 «Дразнилка».
Удерживаем соломку между носом и верхней губой. Для этого верхнюю губу нужно максимально поднять к носу.
Упражнение N3 «Иголочка».
Просовываем острый язычок сквозь зубы и пытаемся удержать на кончике языка соломку. Эффективное упражнение для укрепления кончика языка.
Упражнение N4 «Змейка».
Это упражнение очень похоже на упр. «Иголочка». Отличие только в том, что вместо соломки кончик языка удерживает маленькую сушку. Тут идёт активное напряжение кончика языка, что способствует его скорейшему укреплению.
Упражнение N5 «Чашечка».
Широко открыть рот. Широкий кончик языка поднять к верхней губе. Соломку кладём на язык, таким образом у ребёнка появляется стимул удерживать язык, высоко поднятым вверх.
Упражнение N6 «Ковшик».
Широко открыть рот, улыбнуться. Язык высунуть вперёд и сделать его широким, чуть-чуть загнув боковые края языка. В образовавшуюся посередине языка ложбинку кладём круглую витаминку. Удерживаем как можно дольше.
Упражнение N7 «Вкусное варенье».
Над верхней губой мажем вареньем или любым другим лакомством (шоколадной пастой, мёдом, сгущёнкой). Широкий кончик языка поднимаем вверх и облизываем верхнюю губу.
Упражнение N8 «Оближем ложку»
Острым, как иголочка, языком предлагаем ребёнку облизать металлическую ложку. Следить за тем, чтобы язык был напряжённый, а не расслабленный.
P.S. Эти упражнения не заменяют базовый комплекс артикуляционной гимнастики, а служат лишь дополнением, «лакомством» в особо капризных случаях.
учитель-дефектолог
Малиновская Г.С.