Экскурсия в музей «Страна Мини» г. Минск, Проспект Независимости, 25, тел. +375 29 1515670
Рекомендуемый возраст: средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Цель: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
- Формировать представления о достопримечательностях Беларуси;
- Развивать социальные и познавательные мотивы, мышление, память;
- Воспитывать познавательный интерес к истории, культуре белорусского народа.
Тип: семейный маршрут выходного дня.
Вид: автомобильный, пеший.
Содержание беседы с ребенком по ходу экскурсии
«Страна мини» - это единственный музей миниатюр не только в Минске, но и на всей территории Беларуси. Его экспозиция состоит из точных копий белорусских достопримечательностей с окружающим их ландшафтом. Каждый миниатюрный макет является интерактивным, а также имеет свои технические особенности. Музей открылся в 2016 году, но несмотря на свой относительно молодой возраст, он активно развивается. Сегодня в этом необычном музее можно увидеть 22 миниатюры достопримечательностей Беларуси. Их отбирали по принципу исторической и культурной значимости для Беларуси: среди миниатюрных памятников архитектуры можно увидеть не только популярные, но и малоизвестные туристические объекты, которые не менее ценны и интересны.
В музее можно посетить увлекательную экскурсию с квестом. Экскурсанты отправятся в загадочное путешествие по истории Беларуси, им предстоит решить головоломки, разгадать ребусы и зашифрованные послания. При успешном прохождении квеста участники получают подарок.
Также в музее проходят мастер-классы для детей:
Мастер-класс «Мой замок»:
На мастер-классе каждый участник создает свой первый замок на основе специальной заготовки из плотной бумаги, а также с использованием ножниц и клея. Мастер-класс сопровождается древней музыкой и видеорядом замков Беларуси. В процессе создания ведущий мастер-класса знакомит участников со структурой и историей средневековых замков, вдохновляет на путешествия и изучение родного края.
Мастер-класс «Звери пущи»:
Мастер-класс позволяет юным участникам через творчество познакомиться с фауной национального природного заповедника Беловежская пуща. При помощи такого приятного и яркого материала как фетр, участники создают объемные аппликации зверей (на выбор). Водрузив на палочку, легко и с удовольствием можно использовать их для домашнего театра, увлекательного урока, украшения интерьера.
Мастер-класс «Герб города»:
На мастер-классе участники анализируют гербы знаменитых родов Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, а также создают свои собственные на плотной фигурной заготовке при помощи трафаретов и красок.
Мастер-класс «Рыцарь и принцесса»:
Участники оформляют красками деревянную фигурку в форме рыцаря или принцессы на выбор. Мастер-класс сопровождается слайд-шоу с изображениями знаменитых принцесс и королев, князей и княгинь, рыцарей и полководцев.
Рекомендации в помощь родителям по проведению экскурсии
Перед тем как отправиться в музей:
- Сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
- Расскажите о правилах поведения в музее;
- Спросите у ребенка что такое музей? (это такое место, где люди занимаются сбором, хранением, изучением предметов, экспонатов, которые несут в себе какую-либо ценность (историческую, духовную).
Что предложить ребенку сделать после посещения музея:
- Предложите ребенку рассказать, что ему больше всего запомнилось, понравилось;
- Рассмотрите фотографии, которые вы сделали;
- Возможно, ребенок захочет побыть художником и нарисовать то, что увидел на выставке.
Маршрут выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей.
«Белорусский театр «Лялька» г. Витебск»
Рекомендуемый возраст: старший дошкольный возраст 5-7 лет.
Вид маршрута: автомобильный, пеший.
Содержание маршрута.
Уточните у ребёнка , какие правила дорожного движения необходимо соблюдать при движении по городу (передвигаться по правой стороне тротуара, при переходе проезжей части посмотреть сначала налево, потом направо, переходить дорогу только по пешеходному переходу со взрослыми). Вспомните с ребёнком правила поведения в общественных местах ( на улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям, придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, беречь общественное и чужое имущество.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту.
*Спросите у ребёнка, знает ли он что-нибудь о куклах – марионетках, планшетных, ростовых, перчаточных, тростевых.
* Расскажите ребёнку, о том, что кукла, лялька это не просто изделие, это мировой бренд, который цениться во всех уголках планеты. Одновременно это и общее достояние и нечто соприкосновенное с глубинным смыслом, сохраняющее особенности определённого места.
* Поинтересуйтесь у ребёнка, где он мог видеть кукол ?
* Спросите у ребёнка, что такое театр? Для чего он необходим?
* Расскажите ребёнку о том , что в городе Витебске есть «Белорусский театр «Лялька»», на входе в который их будет ждать добрый Старик Хотабыч.
Содержание беседы с ребёнком по ходу экскурсии по музею:
*Обратите внимание ребёнка на то, что в фойе театра расположен музей кукол и элементов сценографии из спектаклей. Есть и постоянная экспозиция – механический театр и батлейка – образ аутентической Могилёвской батлейки 18 века. Батлейка была изготовлена в 1996 году художником Александром Сидоровым.
* Белорусский театр «Лялька» - это эстетический театр- праздник для детей и взрослых, это десятки спектаклей, это куклы всех известных типов и конструкций (ростовые, перчаточные, планшетные, марионетки), это заслуженный коллектив Республики Беларусь, это необычные зрители (весёлые и готовые заплакать, сдержанные и впечатляющие, мудрые и активные).
* Обратите внимание ребёнка на разные виды кукол.
*Можно рассказать детям пословицы и поговорки о куклах:
-«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал».
- «С куклами возиться – бытию учиться»,
- « Как птицы из всего строят гнёзда, так дети из всего мастерят себе куклу» и другие.
*Предложите ребёнку хорошо рассмотреть понравившуюся ему куклу, чтобы затем попробовать смастерить или нарисовать такую дома.
* При возвращении с прогулки прочитайте с ребёнком стихотворение:
Куколки тряпичные
очень симпатичные,
словно руки бабушки –
мягонькие лапушки,
тёплые, уютные
куколки лоскутные.
Красота – для девочки –
на косице – ленточки.
Мастерят для мальчика
из тряпицы зайчика.
Заинька на пальчике –
веселятся мальчики!
Пара – неразлучники –
держат вместе рученьки.
Мартинички-деточки –
мальчики и девочки –
на руках качаются –
род и продолжается!
Кукла обережная –
кружевная, нежная.
Яркие кувадочки
забрались в кроваточку,
и звенят подольчиком
куклы-колокольчики!
В бусинках желанница –
всё в судьбе наладится!
Куколки есть разные –
для труда и праздника,
чтобы жить удачливо,
весело да счастливо! (О.Киселёва)
*Предложите ребёнку:
- составить рассказ о понравившейся кукле;
- нарисовать рисунок на тему: «Мой поход в театр»;
- смастерить перчаточную куклу;
- слепить куклу;
- организовать дома музей своих кукол.
Дополнительная информация
Адрес: улица Пушкина.2.г. Витебск.
Режим работы: кассы работают каждый день, за исключением понедельника. Со вторника по пятницу открыты с 10.00 до 18.00 (с14.00 до 15.00 обеденный перерыв), по субботам и воскресеньям- с 10.00 до 13.00.
Телефон (касса)- + 375212 66-90-77
Желаем полезного и познавательного вам время провождения!
Беседа для детей старшего дошкольного возраста о театре
Цель: знакомство с театром, воспитание интереса к нему.
Задачи:
• Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра
• Познакомить детей с театральными профессиями
• Приобщать детей к театральной культуре
История возникновения театра.
Что это за красивое здание с колоннами, похожее на дворец? Это театр.
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!
Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким – нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями.
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова.
В Белоруссии, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
Так в 11 веке появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Главный герой скоморошьих представлений – весёлый и ловкий мужик, всегда умевший перехитрить злого и глупого барина. Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха».
Виды театра
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные.
Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии. Голоса у певцов в опере очень красивые, чистые. Но кроме голоса оперному артисту нужны ещё и актёрские способности – ведь это не просто концерт, а целый спектакль со своим сюжетом. В опере важно не только то, что поёт певец, но и то, как он это делает, какие чувства передаёт зрителям.
Как создаётся опера? Сначала выбирается какое – либо литературное произведение, например, сказка. По ней пишется либретто – текст – основа для будущего спектакля. Композитор сочиняет музыку, певцы разучивают свои арии. В опере может быть и ария одного певца, и дуэт, когда поют двое, и хоровое исполнение многих артистов, и просто музыкальные вставки. Всё это складывается в спектакль. Сочетание красивой музыки, красивых голосов и красивой истории – разве это не здорово!
Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами.
Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать».
Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто – сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Потом за дело берётся балетмейстер – балетный режиссёр. Роли поручаются артистам – танцовщикам. Все вместе они создают спектакль, танцуют. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают с помощью танца. Для создания определённого настроения, атмосферы, места действия используют декорации, которые создают художники. Особую роль играет в балете костюм: он должен быть лёгким, удобным для танца, красивым. Знаете, сколько балетов поставлено по сказкам? «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк – горбунок». Танцовщики движениями передают самые разные чувства, и зрители радуются и грустят вместе с героями так же, как если бы слышали их речь.
А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным.
Слово «драма» - по – гречески обозначает «действие». Драмой или пьесой называют особый текст, который написан для показа зрителям, публике в театре. В драме нет описаний, как в рассказе или в сказке. О героях, о событиях драматург – писатель, который сочиняет драму, – рассказывает в диалоге, разговор. Если бы о нас написали пьесу, то драматург бы включил нас в список действующих лиц, а потом бы поместил в пьесу наши разговоры – диалоги. Драматические спектакли бывают разные – комедия, трагедия, мелодрама. Комедия – спектакль весёлый, трагедия – серьёзный и печальный. Ведь в жизни есть не только радостные события. А трагедия заставляет людей задуматься. Мелодрама – пьеса, в которой происходят события грустные, но заканчивается всё хорошо – добрые герои становятся счастливыми, а злые – получают по заслугам.
Какой театр самый необычный? Таких театров много.
Например, театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны.
Есть ещё один театр – кукольный. Все мы знаем сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют. Театр кукол появился ещё в Древнем Риме. Постепенно кукольные герои появились во многих странах. В Италии любимцем зрителей стал Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – Панч, в России – Петрушка… На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актёрами. Это замечательный театр, и куклы там бывают самые разные. Есть верховые перчаточные куклы (их артист надевает как перчатку на пальцы, а сам прячется за ширмой), есть куклы на нитках (кукловод управляет ими сверху, дёргая то за одну ниточку, то за другую. Кукол этой системы часто называют марионетками, но это неправильно, потому что марионеткой во многих странах называют любую театральную куклу), тростевые куклы (их держат за палку, которая проходит через всю куклу. Актёр управляет руками куклы с помощью тонких палочек – тростей, которые скрыты от зрителя в рукавах или в одежде куклы), механические, теневые… В театре теней кукол вообще не видно, видны только их тени
Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют,
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдём туда скорей.
Театральное здание
Театральное здание – дом для волшебных представлений. Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как большое промышленное предприятие.
А начиналось театральное здание с простой открытой площадки, как это было в древнегреческом театре. Гораздо позднее, в 17 веке, «театральное здание» скоморохов – кукольников заключалось в куске ярко раскрашенного холста. Посреди площади на ярмарке появлялся актёр – кукольник в странной одежде: вокруг пояса свисала почти до земли крашенина – нечто вроде юбки. Актёр поднимал руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху, по краю такой самодельной ширмы возникали и разыгрывали свои истории куклы. Иногда театральные представления разыгрывались прямо на площадях.
Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только коллектив специалистов. Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их акустика – создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются учёные – акустики.
Вот зал. На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля. Занавесы имеют большое значение: есть противопожарный железный занавес, отделяющий при необходимости сцену от зрительного зала, антрактный опускной, антрактный раздвижной, глушитель, поглощающий разные ненужные шумы.
В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена. Наверху есть прожекторы – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными.
Сцена – главная часть театрального здания, площадка для игры актёров.
Сцена – часть театрального здания, где происходит представление. «Сцена» - слово греческое.
В древнегреческом театре это была лёгкая постройка, где переодевались и откуда выходили артисты. А играли они в орхестре – круглом или полукруглом открытом пространстве перед сценой, под открытым небом. Позднее местом для игры актёров стала площадка, образуемая высокой декоративной постройкой перед сценой. В древнеримском театре она занимала большую часть орхестры и стала называться просцениум. Из него и развилась современная сцена.
Здесь есть всё. И подземное царство, где спрятаны сложные механизмы, оно называется трюмом. Трюмы в зависимости от своего назначения бывают разной глубины. Сюда, например, может в случае надобности провалиться герой спектакля – как сквозь землю. Пол сцены – планшет – состоит из отдельных щитов размером 2 * 1,5 метра. Трюм и планшет составляют нижнюю сцену.
Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники, решётчатый настил, подъёмные устройства для декораций. В это театральное небо может вознестись волшебник, Баба – Яга…
Современная сцена – это сцена – коробка. Она отделена от зрителей портальной аркой. Часть сцены, выступающая перед ней, - просцениум – место, предназначенное главным образом для вставных эпизодов спектакля. Передняя часть сцены, вплотную примыкающая к занавесу, - авансцена; пространство за ней – игровая сцена, а у задней стены находится арьерсцена, где размещается, а иногда заранее заготавливается оформление спектакля. По обе стороны от портальной арки у боковых стен сцены расположены скрытые от зрителей пространства – карманы. Здесь готовятся к выходу артисты и хранятся необходимые для спектакля части оформления.
По бокам сцены на разных уровнях расположены рабочие площадки, с которых рабочие поднимают и опускают подвесные декорации. Рабочие площадки поднимаются несколькими ярусами и образуют так называемую верхнюю сцену. Над верхней сценой расположена колосниковая решётка – колосники. На ней установлены блоки для подвески декораций.
Оборудование верхней сцены состоит из сложной подъёмной системы, служащей для подачи на сцену и уборки под колосники части декораций.
Благодаря механическому оборудованию нижней сцены со сцены может мгновенно исчезнуть предмет или человек. Иногда в спектаклях сцена может крутиться. Она оборудована очень сложными механизмами. Пол у сцены не цельный, в него вделан вращающийся круг. Декорации на этом кругу поворачиваются, кулисы на колёсиках разъезжаются, и декорации сменяют друг друга прямо во время спектакля.
Рампа – граница между сценой и зрительным залом. Вдоль неё по самому переднему краю сцены устанавливаются осветительные приборы, невидимые зрителям (это лишь часть осветительной аппаратуры современного театра).
Перед сценой оркестровая яма. Тут стулья и разные музыкальные инструменты. Слово «оркестр» происходит от греческого термина орхестра. Так в греческом театре называлась круглая площадка, на которой выступали актёры. До середины 18 века оркестром называли место расположения музыкантов во время представления. Лишь позднее это слово приобрело современный смысл.
Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры разделяются на симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов. Торжественная одежда оркестрантов – одинакова для всех: у мужчин – чёрные фраки, у женщин – длинные – чёрные платья.
Слова дирижёр, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые означают «направлять», «руководить». Дирижёр необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. Дирижёр определяет трактовку – настроение музыкального произведения. Так, например, танцевальную мелодию можно исполнять грустно или весело. Дирижёр становится соавтором композитора. Дирижёр необходим в каждом спектакле, который сопровождается музыкой.
Иногда во время спектакля на сцене поют птички, шумит ветер. Это не оркестр, а работа звукооператора. Он включал запись – фонограмму. В театре есть целое собрание – фонотека всяких звуков. Можно включить шум дождя, рокот волн, гул толпы, свист ветра…
Сцена оборудована сложной осветительной аппаратурой: рампа (нижний свет), подвесные софиты (верхний свет), выносной свет (из зрительного зала), контражурный свет (из глубины сцены), местный свет, скрытые подвесы, световые эффекты, отдельные светильники. Все они оснащены цветными светофильтрами тончайших оттенков, благодаря чему меняется окраска света. Свет создаёт нужное настроение и атмосферу, разнообразные сценические эффекты (дождь, снег, восход…) Специалисты по свету – осветители. Каждый спектакль расписан строго по минутам: когда и какой софит должен включиться, какой свет должен быть направлен на главного героя… У осветителей своя роль – как изобразить на сцене, например, рассвет, вспышки молнии, звёздное небо…
В театре у спектаклей есть световая и звуковая партитуры: когда звучать оркестру, когда включать фонограмму.
А теперь поднимемся на подмостки. Это ещё одно название площадки, на которой происходит театральное действие. Заглянем за краешек занавеса. Кто – то что – то приносят, уносят, расставляют. Это рабочие сцены должны успеть поменять декорации для следующего действия. Избушка в лесу, дерево, скамейка – это всё декорации.
Артисты выступают на сцене. Перед ней оркестровая яма, за ней – партер. В партере самые удобные места. А потом пол поднимается горкой – это амфитеатр. Над амфитеатром – бельэтаж, над ним ярусы, дальше галёрка, дальше ложи и балкон.
Мы узнали о премьере,
Дайте нам билет в партере.
Но билетов нет в театре –
Дайте хоть в амфитеатре,
На балконе, в бельэтаже,
На галёрке сядем даже.
Только слышится в ответ:
Всё! Аншлаг! Билетов нет.
Прежде, чем зрители пойдут в зрительный зал, они попадут в фойе. Здесь можно погулять и во время перерывов в спектакле. Часто в фойе на стенах висят фотографии артистов театра, фотографии сцен из спектаклей.
В театре есть свои правила, например, если спектакль хороший, то зрители хлопают актёрам. А если зрители хотят увидеть спектакль ещё раз, они хлопают и кричат «Бис!», «Браво!»
В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Аплодировать можно после спектакля или в начале, если понравилось оформление сцены. Если в спектакле занят известный артист, его приветствуют аплодисментами, можно похлопать и после окончания действия.
Художественное оформление спектакля
Спектакль создаётся и готовится не только на сцене, но и в театральном закулисье.
Художник – постановщик – очень важный человек в театре, один из создателей спектакля, его художественного оформления. Художественное оформление спектакля составляют декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим, освещение.
Прежде всего художник пишет эскизы будущего оформления спектакля. По его эскизам создаётся макет – модель будущей декорации. Театральный макет – уменьшенная модель оформления спектакля. В нём воспроизводится сцена, декорации, мебель, бутафория, даже освещение – всё, что будет окружать актёров на сцене. Такой макет похож на кукольный домик. В нём бывают и куклы – фигурки актёров.
По проверенному макету изготавливают точные чертежи. Затем начинается изготовление декораций, мебели и бутафории столярами, бутафорами и художниками – декораторами. Готовые декорации передают на сцену для монтировки.
Декорация – оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия.
Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки стали называть сценографией. Декорации делают в художественно – производственных мастерских. Есть живописно – декорационный цех: художники цеха мягких декораций расписывают задник сцены, кулисы, обивку мебели, скатерти… Обычную мешковину превращают в бархат с помощью красок. В цехе жёстких декораций столяры – краснодеревщики, токари, резчики делают театральную мебель. Она должна быть лёгкой, прочной, разборной. Ведь декорации перевозят на гастроли. Рядом со столярным цехом слесарный. Здесь работают специалисты по металлу, они делают старинные кубки, абажуры из проволоки, бутафорские мечи.
Рабочие сцены не путаются, куда что ставить и прикреплять. Перед спектаклем они тренируются, чтобы знать, как и когда сменить оформление, поменять декорации, ничего не перепутать.
Вот, например, лес на сцене – нарисованный. Рисунки стоят на ширмочках вдоль сцены. Эти ширмочки – кулисы. Художник, который работает над оформлением спектакля, расписывает красками и кулисы, и задник – большая картина в глубине сцены. Артистам из – за кулис удобно смотреть спектакль, видеть, когда им выходить на сцену.
Реквизит происходит от латинского слова, которое в переводе на русский язык обозначает «необходимый». Так называют подлинные и бутафорские вещи, необходимые по ходу спектакля: портфель, велосипед, веер, очки, посуда, лампы и многое другое. Это необходимо, чтобы зритель лучше представил себе обстановку и время действия персонажей.
Бутафория – итальянское слово, означающее хлам. Бутафория – предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие, части костюма, люстры, подсвечники…
Они по виду не отличаются от настоящих, но делаются из более лёгких и дешёвых материалов: из картона, папье – маше, дерева, гипса, холста… В дело идут фанера, жесть, проволока, пенопласт, пластилин. А большие бутафорские предметы делаются разъёмными.
Вот, например, посуда сделана из папье – маше, фрукты – поролоновые, оружие – из дерева… Но на сцене есть и настоящие вещи: еда, спички… Всё, что во время спектакля уничтожается, каждый раз готовится заново.
В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов…
Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный?
Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр. Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за декорациями, костюмами, музыкой. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение. В репетициях, в повторениях и состоит главный способ подготовки любого спектакля. Во время репетиций режиссёр и актёры сначала читают пьесу, обсуждают её, обдумывают характеры героев. Затем репетиции переносятся на сцену. А накануне премьеры – первого представления – проводится генеральная репетиция.
Актёр, артист
Искусство актёра – искусство создания на сцене образа человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре.
Амплуа – театральное понятие. Раньше театральный актёр выбирал себе роль одну на всю жизнь – амплуа: смешные роли или роли злодеев, роли героев или простаков. Сейчас это понятие уходит в прошлое. Современные актёры – универсальные – они играют разные роли и характеры.
Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку.
Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства.
В своей работе артист пользуется телом, мимикой, голосом, речью, жестами. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Артист должен правильно, грамотно, красиво говорить. Сценическая речь – особое искусство, которое преподают в театральных учебных заведениях. Когда мы радуемся, грустим, сердимся, испытываем любое чувство, даже когда просто скучаем, мышцы нашего лица непроизвольно приходят в движение. Глядя на человека, мы можем определить, какое у него настроение, без всяких слов. Эти движения лицевых мышц, изменения выражения лица и называются мимикой. На сцене мимика – важная часть актёрского искусства.
Актёрский труд очень сложный. Актёрскому мастерству учатся годами: учатся владеть голосом, телом, жестами, мимикой, учатся быть наблюдательными, чтобы роль была правдивее. Сначала артисты играют роли в массовках, потом получают небольшие роли, а самые талантливые получают главные роли и становятся знаменитыми. Но есть примеры, когда актёр из маленькой роли делал шедевр. Не зря говорят: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. Актёр профессия важная, он – главное лицо в спектакле. Театр – искусство коллективное. Каждый актёр должен согласовывать свою игру с игрой партнёра.
Гримёрные – комната, где актёры переодеваются, отдыхают, готовятся к выходу на сцену. В комнате большое зеркало, лампа, перед зеркалом много баночек, коробочек с красками, гримом, кисточки. Актёры сидят перед зеркалом, а гримёр накладывает грим – раскрашивает лицо. Гримёр – интересная театральная профессия. Опытный гримёр может до неузнаваемости изменить внешность актёра – может использовать накладные усы, бороды, брови, носы…; из молодого сделать старичка – нарисовать морщины, приклеить бороду… В театре постоянно пользуются гримом. Характер грима зависит от работы актёра над образом, замыслом режиссёра. Гримёр надевает артисту на голову парик. Разные парики, усы, бороды делают в постижёрном цехе мастера – постижёры.
Костюм помогает передать характер героя. В понятие театрального костюма входят все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы. Костюм для роли выбирается не по вкусу артиста. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля выполняет художник, тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра.
В театральном ателье можно найти много костюмов и обувь. В театре есть и обувная мастерская.
Художник нарисует костюм, портные подберут ткань. Можно даже выкрасить ткань – этим занимаются художники по росписи ткани.
Актёры делают всё, что скажет им режиссёр. Но каждый вносит в роль что – то своё. В театре все должны быть талантливыми.
Чтоб состоялась в театре премьера,
Долго готовят её костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматург, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафоры,
Много хороших актрис и актёров,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр.
Спектакль
Прежде чем купить билеты в театр, нужно выбрать спектакль, который мы хотим посмотреть. Нам поможет в этом знакомство с репертуаром театра. Репертуар – список, перечень спектаклей, идущих в театре в данном сезоне. Поможет нам и театральная афиша – яркое, красивое объявление. На ней написано название спектакля, например: «Бременские музыканты. Музыкальная комедия по сказкам братьев Гримм. Премьера». Слово «премьера» означает «первый» – спектакль совсем новый.
Вот надпись «Касса». Над ней табличка «Аншлаг» - все билеты на спектакль проданы. Это слово происходит от немецких слов «афиша», «объявление». Так называют специальное объявление у кассы о том, что все билеты на спектакль проданы. Слово «аншлаг» можно употреблять и для обозначения полного сбора – вместо того, чтобы говорить «зал был полон». Значит, спектакль хороший.
Театральный спектакль делится на части – действия, или как их ещё называют – акты. В разных спектаклях разное количество действий. Антракт – перерыв между действиями, актами. Это слово происходит от французских слов, означающих в переводе «между» и «действие». Первое значение термина – перерыв между актами или действиями спектакля, концерта или представления. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций. Но так же называется и небольшая музыкальная пьеса (музыкальный антракт). Она исполняется перед началом очередного действия в опере или спектакле с музыкой.
Пьеса делится на акты,
Между актами – антракты.
Но вот звенит первый звонок, второй. Спектакль начинается после третьего звонка.
Чтобы помочь театральному делу, попытаться «остановить» яркие сценические мгновения создаются театральные музеи. В них хранятся и выставляются картины, скульптуры, рисунки, фотографии, посвящённые театру. Хранители и научные сотрудники театральных музеев собирают, берегут, изучают и показывают посетителям эскизы декораций и костюмов к спектаклям, сами костюмы великих актёров, предметы сценического быта, редкие фотографии, письма, документы, дневники и звуковые записи выдающихся мастеров сцены.
Уважаемые мамы и папы!
«Моя малая Родина: у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все!
Наша с Вами задача – познакомить дошкольников со своей малой Родиной!
К патриотическому воспитанию нужно приступать с дошкольного возраста, тогда ребенок начнет осмысленно смотреть на окружающий мир и только так можно научить по-настоящему любить свою Родину. Путешествие всей семьей по знакомым местам нашего города, Вы сможете не только расширить представления и знания детей о том месте, в котором они родились и живут, но и приятно провести время!
Предлагаем Вам провести выходной день вместе с ребенком в увлекательной форме и совершить совместные прогулки с детьми, которые будут способствовать формированию представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой Родине, бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира; формированию культуры здорового образа жизни в семье; повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями; активизации общения членов семьи в условиях совместного семейного досуга.
Цель: Способствовать побуждению интереса к прошлому малой родины. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи маршрута:
- Сформировать представления ребёнка о краеведческом музее г.Толочина.
- Сформировать представления у ребёнка о культуре народа, его творчестве, традициях.
- Воспитать уважение к историческому прошлому.
- Вызывать интерес к жизни родного края и страны.
- Воспитывать гордость за достижения своей страны и уважение к историческому прошлому.
Вид маршрута: автомобильный (проезд на личном автотранспорте или на пассажирском автобусе.
Маршрут экскурсии: г. Толочин, ул. Пионерская, 4.
О музее: Государственное учреждение «Толочинский историко-краеведческий музей», орган государственного управления – отдел идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Толочинского райисполкома.
Директор Пикулик Ирина Николаевна
211092 г. Толочин, Витебской области, ул. Пионерская, 4
Тел.(02136) 51788, электронный адрес: muzei2001@mail.ru, сайт: tolochin.museum.by, время работы: вторник- пятница с 9.00–18.00; суббота-воскресенье с 9:00-13.00, 14.00-18.00; выходной день- понедельник
Содержание беседы с ребенком перед выходом на маршрут:
Уточните у ребёнка, какие правила дорожного движения необходимо соблюдать при движении по городу (передвигаться по правой стороне тротуара, при переходе проезжей части посмотреть сначала налево, а затем направо, переходить дорогу только по пешеходному переходу со взрослым). Перед посещением музея - необходимо провести беседу с ребёнком о музее.
Во-первых, при первом посещении в музее стоит выбрать те экспозиции, исходя из интересов ребёнка.
Во-вторых,необходимо ребёнку объяснить, что представляет собой музей, его здание, как там принято вести себя.
Ты в музее не шали,
Громко ты не говори!
Слушай всё внимательно, запомни обязательно!
Руками трогать нам нельзя
Экспонат музейный
Он бесценен для людей,
Разных поколений
Из музея нам нельзя выносить предметы
Ни картину, ни букет
Ни ценные портреты
Посетители придут
Ничего здесь не найдут!
В-третьих,ребёнка немного надо подготовить к посещению музея – показать ему репродукции или посетить с ним сайты галерей.
Не стоит пытаться увлечь ребёнка тем, чем вы сами хоть немного не увлекаетесь – дети очень тонко чувствуют некомпетентность взрослого и после нескольких вопросов, оставшихся без ответа, могут потерять вовсе интерес.
ПРАВИЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
1. Важно представить поход в музей так, чтобы он воспринимался как значимое и важное событие. Ребёнку следует просто рассказать, что это будет нечто новое в его жизни.
2. Идти лучше в музей в первой половине дня, в залах меньше людей, а ребёнок до обеда ещё не утомлён.
3. Для первого посещения достаточно 40 минут.
4. Не стоит вести ребёнка в музей сразу до или после какого- либо яркого события в его жизни, так как впечатления могут друг друга «перекрыть».
5. Важно составить чёткий план – посещение каких-то конкретных залов или одного, но целиком.
Описание маршрута:
Спросите у ребенка «Что такое музей? Для чего нужны музеи?» (Музей – это учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес). Музеи бывают исторические, краеведческие, зоологические, изобразительных искусств и т.п.
В МУЗЕЕ
Расскажите ребенку, что в создании музея активное участие приняли многие жители города и района: ветераны Великой Отечественной войны, художники-земляки, райком Компартии Беларуси, районный военкомат, краеведы и старожилы города Толочина.
С 31 августа 2001 года музей открыт для посетителей. Экспозиция, предложенная для обзора, имеет пять залов: древней истории, исторический, "Интерактивное музейное пространство "Человек в природе"", этнографии, выставочный.
- Ребёнку нужно дать немного освоиться. Это совершенно неожиданная и новая среда для него; выставочные интерьеры, просторные залы.
- Разрешите ребёнку где-то посидеть, что-то потрогать или просто пройтись, если правилами музея это не воспрещается.
- Понаблюдайте за реакцией ребёнка, за тем, что именно его заинтересовало, и как бы ненароком расскажите о экспонате или картине.
- Важно закрепить и поддержать интерес даже к одной картине или макету. Это впечатление надолго останется в памяти ребёнка.
- После посещения музея приобретите ребёнку на память сувенир-фигурку или мини-репродукцию. Подарок усилит радостное ощущение от посещения музея.
Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.
УДАЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ!
Впечатления о прогулках мы предлагаем Вам отразить в: фотоотчетах, видеороликах, рисунках, коллажах, творческих поделках, коллекциях природного материала.
Память о совместно проведенном времени останется надолго в памяти Вашей семьи.
Присылайте материалы на Вайбер и мы с большим удовольствием разместим их на нашем сайте!
Маршрут выходного дня
«Со спортом дружить – здоровыми быть!»
Цель: пропаганда ЗОЖ, обогащение знаний о спортивных объектах.
Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня
Вид экскурсии: пешеходная, вело.
Маршрут экскурсии: стадион.
Возраст: 4-6 лет
С собой можно взять: мяч, воду, удобную обувь.
Уважаемые родители!
Здоровье – это самое дорого, самый драгоценный дар, который получил человек от природы! Предлагаем Вам совершить увлекательную прогулку со своими детьми на стадион, расположенный на территории нашего посёлка.
Описание маршрута:
Предложите ребенку вместе прогуляться на городско стадион. Двигаясь по маршруту до места, можно понаблюдать за погодой, природой, при переходе дороги – вспомнить правила дорожного движения. Побеседовать о пользе спорта. В какой форме и обуви надо заниматься физкультурой.
Семейные прогулки связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.
Загадка
Поле выкошено гладко,
Ровненькое, как тетрадка.
Только кто ж это поймёт?
Странно всё! Наоборот!
У обоих у ворот нет совсем-совсем забора.
Но зато спортсмены скоро
Выйдут во поле гулять,
Мяч один на всех гонять.
Зрители со всех сторон!
Что за поле? (стадион).
Стадион состоит из нескольких секторов, на некоторых из них проходят тренировки в специальной спортивной одежде и обуви.
Уточните у ребенка:
- Для чего нужен стадион?
- Какие виды спорта они знают?
- Какую они знают спортивную одежду и обувь? (кроссовки, бутсы, кеды, шиповки, чешки и др.)
- Какими качествами должны обладать спортсмены? (силой, смелостью, быстротой, ловкостью, меткостью).
- Чем и когда награждают спортсменов? (кубки, медали)
Остановка №1 «Беговая дорожка»
По краям стадиона расположены беговые дорожки. Вдоль поля трибуны. На них располагаются зрители-болельщики.
Игровое упражнение «Наперегонки». Доставьте своему ребенку радость, пробегите с ним отрезок дорожки наперегонки!
Остановка №2 «Трибуны».
Разрешите ребенку посидеть на трибуне, представить себя зрителем. Напомните о правилах поведения на трибуне во время матча.
Остановка №3 «Сектор для прыжков в длину»
Игровое упражнение «Кто дальше прыгнет»
Остановка №4 «Площадка для минифутбола»
Погоняйте с ребенком мяч.
Игровое упражнение «Попади в ворота»
Остановка №5 «Гимнастический городок»
Напомните ребенку о самостраховке, о правилах поведения на турнике. Разрешите самостоятельно освоить гимнастический городок.
После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка:
- Что он сегодня узнал?
- О чем шла речь на экскурсии?
- Каким видом спорта занимаются на стадионе?
- Какие виды спорта он знает?
- Что нужно делать, чтобы стать спортсменом?
Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.
Фотографии оформите на память в семейный альбом «Со спортом дружить – здоровыми быть!»
Маршрут выходного дня «Времена года в лесу»
(младший дошкольный возраст)
Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи:
- систематизировать и расширить представления детей о разнообразии растительного мира лесного сообщества;
- формировать у детей бережное отношение к природе и ко всему живому;
- способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта с природой, желанию отразить эмоции и впечатления о путешествиях к местам отдыха в детских рисунках, в семейных стихах и рассказах.
Тип экскурсии: пешеходная
Маршрут экскурсии: дом – озеро – лес.
Что необходимо учесть, собираясь в поход с ребенком?
- место отдыха в лесу нужно проверить, все его природные особенности: острые сучки, колючие кустарники, ямы и прочие опасности;
- заранее позаботьтесь о средствах защиты от насекомых;
- одежда и обувь для отдыха с ребенком в лесу. Лучше всего брать одежду, которая будет полностью закрывать руки и ноги, она сможет защитить от клещей и других насекомых. Хорошо для этой цели подходит спортивный костюм. В лесу всегда прохладнее, поэтому стоит прихватить, особенно деткам, дополнительную теплую одежду. Обувь должна быть, в первую очередь, удобной. Помните о головных уборах;
- захватите воду для мытья рук.
Что взять с собой?
- воздушного змея, мячи, мыльные пузыри, машинки на верёвочке, теннисные ракетки, обруч и другие игрушки для активного отдыха;
- лупу, увеличительное стекло или микроскоп и превратитесь в исследователей;
- книжку и под красивым деревом почитайте стихи о природе;
В походе будьте наблюдательны и активны:
- слушайте вместе пение птиц, рассматривайте насекомых, придумывайте о них сказки и рассказы, стихи, загадки;
- собирайте веточки, листочки, шишки разного размера и формы для поделок или аппликаций;
- соберите гербарий или коллекцию камешков необычной формы и цвета;
- вспомните активные игры своего детства и научите играть в них детей и его друзей;
- в лесу найдите укромное таинственное местечко и расскажите ребёнку волшебную сказку.
Правила похода в лес!
Лес - это жилище и дом насекомых, животных и растений. Мы в этом доме - гости. А как нужно вести себя гостям?
С детьми обсудите конкретные правила:
- нельзя в лесу разводить огонь;
- нельзя разорять гнёзда птиц и муравейники;
- нельзя обижать животных и насекомых;
- нельзя в лесу шуметь;
- нельзя оставлять после себя мусор;
- нельзя ломать кусты, деревья, рвать цветы, траву и ягодные кусты с корнем;
- нельзя ломать ядовитые грибы.
Занятия и игры в лесу для детей.
1. Лесные звуки. Сядьте или встаньте с детьми в круг. Предложите им закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки слышны? Кто больше слышит звуков?
2. Маленькие исследователи. Возьмите с собой лупу и рассмотрите лист под увеличительным стеклом.
3. Мастера в лесу. С собой у детей есть корзинки или мешочки. Задача - найти и собрать оригинальный материал для поделок и творчества (веточки, мох, шишки, листья, куски коры).
Спросите у ребенка:
Какие растения в лесу самые высокие? (Деревья.)
Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей.)
Как называются деревья, листья которых имеют вид иголок? (Хвойные.)
Назовите какие хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель.)
Как называются деревья, которые зимой теряют свои листья (Лиственные.)
Назовите деревья, растущие в лиственных лесах. (Береза, осина, тополь, рябина, клен, липа)
Какие грибы и ягоды можно собирать?
Какую пользу приносит лес людям?
По деревьям ловко скачет и в дупле орешки прячет?
Рыжий и хитрый зверек, живущий в норке?
Домик на миллион маленьких жильцов у поляны?
Длинноухий и косой житель леса?
Он в берлоге спит зимой и лапу сосет?
Поиграйте с ребенком:
«С какого дерева листочек?» (родители показывает поочередно листья березы, осины, рябины и т. д., дети отгадывают)
Игра «Пантомима»: нужно изобразить птицу или животное без слов так, чтобы участники смогли отгадать, о чем идет речь.
«Веселый пингвин». Ходьба с зажатым между коленями мячом.
«Кто быстрее?». Кто быстрее проскачет вокруг пенька.
«Забрось шишку в обруч». Ребенок кладет шишку на носок ноги и должен забросить шишку в обруч. Расстояние до обруча полтора-два метра.
По дороге домой прочитайте ребенку стихотворение:
«В лесу»
Алевтина Гусева
Мы ходили с папой в лес.
Сколько всяких там чудес!
Под пеньки и кочки
Спрятались грибочки...
Очень дружные ребята!
Называются опята .
Мы их находили,
В кузовок ложили.
Ещё видели ужа
И колючего ежа...
Ну, а белочка по веткам
Убежала к своим деткам.
А для младшего братишки
Принесла домой я шишки.
Вот, когда он подрастёт,
С нами тоже в лес пойдёт.
Сам увидит чудеса
И какая там краса!
После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:
- Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке в лесу?
Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.
Фотографии оформите на память в семейный фотоколлаж «Прогулка в весенний лес».
Прогулка выходного дня "Дорогами победы"
https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=15iLuVQ4HBd4v_5LEZ1M7GvmKlkp3TpYq&ll=54.60426386687043%2C29.79366407463138&z=9