Маршрут выходного дня «Библиотека»
Цель: познакомить детей с библиотекой, привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи маршрута:
- познакомить с работой библиотекаря;
- развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, бережливое отношение к книге;
- воспитывать любовь и уважение к семье, человеку труда, родному посёлку.
Тип экскурсии: пешеходная
Описание маршрута:
Перед экскурсией в библиотеку расскажите ребёнку правила пользования библиотекой:
Правила пользования библиотекой
В библиотеке надо вести себя тихо, шум мешает другим читателям;
Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели;
В нашей библиотеке книгу можно взять на 15 дней;
Для обмена книг стань спокойно в очередь;
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочитать, как можно больше ребят;
Не нарушай порядка расстановки книг на полках: книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли;
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги;
При затруднении в выборе книг обратись к библиотекарю с просьбой помочь тебе.
Правила пользования книгой
Обращайся с книгой бережно!
Не читай книгу во время еды – это вредит и книге и здоровью;
Не перегибай книгу – от этого рвется переплет;
Не пиши, не рисуй, не загибай углов в книге, заведи тетрадь для записей;
Не клади в книгу карандаши, ручки и другие предметы;
Разорванную книгу подклей;
Если книга испорчена или потеряна, нужно полностью возместить ущерб.
Юные читатели, книжные друзья.
Знайте, эти правила нарушать нельзя!
Перед выходом на экскурсию:
Напомните ребёнку правила дорожного движения для пешеходов, так как маршрут проходит через проезжую часть!
Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей:
- При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
- При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
- При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
- При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
- При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей:
Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет - более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет - может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).
РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ ПРИМЕРОМ СВОИМ ДЕТЯМ!
Содержание маршрута:
- Рассмотрите и понаблюдайте с ребёнком:
По маршруту следования рассмотрите находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте о том, для чего эти объекты предназначены (магазин, пешеходный переход, клумбы, цветники и др.)
Насладитесь красотой, находящейся вокруг себя, звуками природы.
Рассмотрите с ребенком объект культуры – библиотеку. Пообщайтесь с библиотекарем и рассмотрите там богатые книгами, уголки досугов, цветные журналы, красочные книги для возраста ребёнка, тематические выставки. Заведите формуляр чтеца.
- Расскажите ребенку о данном объекте.
- Прочитайте ребёнку пословицы и афоризмы о книге
ПОСЛОВИЦЫ И АФОРИЗМЫ О КНИГЕ
Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
Книга не пряник, а к себе манит.
Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.
Велико ли перо, а большие книги пишет.
Книги читай, а дела не забывай.
- Предложите ребёнку отгадать загадки о библиотеке
ЗАГАДКИ
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)
Книг хранитель и их лекарь,
книжек друг – … (Библиотекарь)
Черные, кривые,
От рождения немые
А как только встанут в ряд
Сразу вдруг заговорят.
(Буквы)
- Рассмотрите вместе с ребёнком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации.
- Можно прочитать ребёнку любую понравившуюся по его возрасту книгу, журнал, взять домой для более подробного ознакомления книги, журналы по возрасту ребёнка.
- По дороге домой задайте ребёнку вопросы:
Понравилась ли прогулка выходного дня в библиотеку? Попросить назвать то, что запомнилось больше всего.
Как необходимо себя вести в библиотеке?
Какие правила безопасного поведения следует соблюдать при переходе проезжей части.
- По возвращению домой поиграйте с ребёнком, используя следующие игровые задания
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: книга (какая?) — детская, художественная, научная, красочная, большая ....
Задание 2. Подобрать родственные слова к слову книга (книжка, книжный, книголюб, книгопечатание).
Задание 3. Предложить ребенку выполнить по заданию взрослого действия с книгой:
положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола;
достать книгу из сумки ...
Затем спросить у ребенка: «Что ты сделал?» — «Я положил книгу на стол»... (упражнение на понимание и употребление предлогов).
Задание 4. Дидактическая игра «Угадай сказку по отрывку». (Взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает ее название).
Задание 5. Дидактическая игра «Можно – нельзя»
Ход игры: взрослый читает стих, а ребенок в случае утвердительного ответа будет хлопать в ладоши и говорить «да». В случае отрицательного ответа будет топать ногами и говорить «нет».
В библиотеку ты войди
И всех громче закричи (нет).
Поздороваться со всеми не забудь,
Вежливым и тихим будь (да).
Книгу бережно держи,
В нее закладку положи (да).
Задание 6. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить рассказ, сказку или стихотворение.
- Побеседуйте с ребёнком на темы: «Зачем нужна библиотека», «Какие бывают книги», «Профессия - библиотекарь», «Если бы не было книг», «Что делать, если ты порвал книгу». Спросите у ребенка, что запомнилось больше всего, и предложите это нарисовать.
- Поиграйте с ребёнком в сюжетно-ролевую игру «Библиотека»
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «БИБЛИОТЕКА»
Цель:
Расширение у ребёнка представления о труде работников библиотеки.
Формирование умений и навыков работы с книгой ребёнка дошкольного возраста.
Способствование умению применять в игре полученные знания.
Побуждение у ребёнка интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.
Задачи:
Научить ребёнка умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов.
Развивать умения выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль.
Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.
Формировать правильные взаимоотношения в коллективе, готовность прийти на помощь.
Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважения к профессиям сотрудников библиотеки.
Продолжать знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Развивать интерес к печатному слову.
Способствовать бережному отношению к книге.
Предварительная работа:
Экскурсия в детскую библиотеку.
Беседы: «Зачем нужна библиотека», «Какие бывают книги»,
«Профессия – библиотекарь».
Игровой материал: книги, журналы, книжки-малышки, абонементы /формуляры читателей/, билеты читателя, книжные формуляры, кармашки для книг, закладки для книг, скотч, клей, бумага для ремонта книг, ножницы.
Игровые роли: заведующая библиотекой, библиотекарь, читатели.
Игровые действия:
Оформление формуляров
Подбор и выдача книг читателям
Систематизация книг по темам
Оформление книжной выставки «Животный мир»
Посещение читательского зала /просмотр журналов
Ход игры:
Взрослый: Недавно мы с тобой ходили на экскурсию в библиотеку.
Работники библиотеки рассказали нам: кто работает в библиотеке и как она устроена. Нам очень понравилась экскурсия. И я предлагаю поиграть в библиотеку.
Взрослый: Кто работает в библиотеке?
Ребёнок: Библиотекари.
Взрослый: Правильно. Библиотекарь хранит и отвечает за все книги и журналы в библиотеке, он выдаёт книги посетителям библиотеки. Как их называют?
Ребёнок: Читатели.
Взрослый: Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь вкладывает формуляр книги в абонемент читателя. /Взрослый показывает образец/. После того, как читатель прочтёт книгу, он должен вернуть её в библиотеку. Библиотекарь проверяет: не повреждена ли книжка, вкладывает
в неё обратно книжный формуляр /показывает/. Ты запомнил (а), какие отделы есть в библиотеке?
Ребёнок: Абонемент и читальный зал.
Взрослый: Да, в абонементе книги читатели берут домой, а читальный зал нужен, чтобы в нем читать книги, которые находятся в библиотеке в одном экземпляре. Это очень ценные книги и библиотекарь не может разрешить их взять домой. Там же, в читальном зале можно посмотреть много интересных журналов.
Взрослый: Итак, давай поиграем. Сегодня библиотекарем буду я, а ты - читателем. Добро пожаловать в библиотеку!
В следующий раз роль библиотекаря берёт на себя уже сам ребёнок. При
последующем проведении можно вводить в игру новые роли и сюжеты. Также можно для игры пригласить друзей ребёнка, чтобы они поиграли в игру вместе и самостоятельно.
При последующем проведении игры взрослый может предложить ввести новые персонажи: продавец книжного магазина, заведующий библиотекой, гардеробщик, шофёр, который привозит новые книги, и объединить игру с другими сюжетами, например, с играми в семью, школу, детский сад, экскурсия по городу и др.
- Так же можно предложить сделать закладку для книги.
- Создать книжку-малышку своими руками и принести в детский сад. Нарисовать или раскрасить иллюстрации к любимым произведениям, сделать аппликацию, оригами или вылепить сказочного персонажа.
- В процессе изготовления творческой работы, предлагаем провести с ребёнком физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка
Ванька-встанька
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Пальчиковая гимнастика
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Прокатывать карандаш между большим пальцем и
- Занимаясь творчеством можно совместно с ребёнком прослушать аудиосказки, аудиокниги.
- Создайте с ребёнком фото или видеотеку о пройденном маршруте, предложите просмотреть её другим.
Не забывайте читать ребёнку книги, ведь как сказал В. Сухомлинский «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Дополнительная информация:
Кохановская горпоселковая библиотека-филиал № 2
заведующий - Татаранович Инна Михайловна
контактный телефон - 2-35-19
время работы: 10.00 – 19.00
перерыв 13.00 - 14.00 (суббота, воскресенье)
выходной – понедельник
санитарный день: последний четверг месяца
211060, Толочинский р-н, г.п. Коханово, ул. Оршанская, 80