Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние
- низкая самооценка, пассивность;
- сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
- беспокойство, повышенная тревожность.
- Депрессивные состояния, печаль.
Поведение
- оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
- несоответствуюшая возрасту ответственность;
- саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
- возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.
Интеллект
- снижение или полная потеря интереса к школе;
- задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
- снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
- нарушения речевого развития,
- заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
- трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими
- неумение общаться с людьми, дружить;
- отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
- требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
- агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
- роль “козла отпущения”;
Физическое состояние
- маленький рост, недостаточный вес;
- гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
- психосоматические заболевания, неврозы;
- постоянный голод и/или жажда;
- мастурбация.
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия
- Законы о защите прав ребенка.
- Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
- Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
- Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
- Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
- Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
- Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
- Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
- Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
10.Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
- на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
- Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
- Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
- Обвинение в травмах самого ребенка.
- Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
- Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
- Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
- Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!
Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
- прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить
«Правило пяти «нельзя»:
- нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
- нельзя садиться в чужую машину.
- нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания. Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской). Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов
службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь
Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)
Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)
Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)
Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)
Могилевская область: г. Могилев 80222 71-11-61 (круглосуточно)
г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)
для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно)
Республиканская «Детская телефонная линия»
Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 (круглосуточно)
Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр-нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.
Пять мифов о насилии в семье
В сознании людей понятия ”агрессия“, ”домашнее насилие“, ”дисциплинирование“, ”наказание“ часто смешиваются. Это приводит к неправильному пониманию явления насилия в семье. Именно поэтому важно знать, что считается насилием в семье и какие мифы существуют относительного этого явления.
Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. Поскольку насилие достаточно многогранное и распространенное явление, вокруг него возникает большое количество мифов, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на способы реагирования окружающих и самих жертв на факт насилия. Подробнее остановимся на некоторых мифах.
Миф 1. Домашнее насилие – не преступление, а личное дело семьи, в которое не нужно вмешиваться.
Такое мнение приводит к пассивности окружающих в оказании помощи жертве, а также формированию у нее ощущения безвыходности и одиночества.
Мнение, что домашнее насилие является нормой, распространено среди людей, которые в своей семье, начиная с детства, наблюдали или наблюдают факты домашнего насилия.
Однако важно понимать, что насилие, независимо от того, применяется оно к члену семьи или постороннему человеку, влечет за собой административную или уголовную ответственность, а значит не может являться нормой поведения.
Миф 2. Человек может быть хорошим родителем несмотря на то, что применяет насилие по отношению к своему супругу.
Постоянно наблюдаемое ребенком насилие в будущем может определить его стратегию взаимодействия в семье и привести к своеобразной эстафете насилия, которая передается из поколения в поколение.
Насилие в семье лишает ее членов чувства безопасности, защищенности, подрывает авторитет обоих родителей в глазах ребенка, может привести к страху потери одного из родителей.
Важно помнить, что супруги, применяющие насилие по отношению друг к другу, рано или поздно могут начать использовать насилие в отношении детей.
Миф 3. Бороться с домашним насилием бесполезно.
На самом деле, как показывает опыт, простое информирование зачастую является мощным и эффективным инструментом.
Важно понимать, что люди, применяющие насилие или ставшие жертвами насилия, могут считать его проявлением заботы или даже любви. Именно поэтому простое информирование о распространенных способах и формах насилия, может привести жертву к активизации сопротивления и успешному разрешению проблемы, а агрессора – к прекращению применения насилия.
Миф 4. Угрызения совести – знак того, что человек изменился.
Домашнее насилие, согласно теории американского психотерапевта Ленор Уолкер, носит циклический характер. И частью данного цикла является раскаяние, угрызение совести. В этот период приносятся извинения за содеянное либо перекладывается вина на жертву, у которой создается ощущение, что человек, применивший насилие, изменился. Однако важно помнить, что это может быть лишь временным затишьем перед новой бурей, а не гарантией стабильных перемен.
Миф 5. Домашнее насилие может возникнуть только в семьях с низким социальным уровнем.
Низкий социальный уровень, злоупотребление алкоголем могут стать одним из условий для возникновения ситуации насилия в семье, однако не являются определяющими. Как показывает опыт, домашнее насилие может нередко встречаться в семьях социально успешных людей, с высоким уровнем интеллекта, которые зачастую прекрасно осознают последствия своих действий и получают от этого удовольствие.
Мифы о насилии в семье приводят к тому, что люди выбирают неправильные способы реагирования, которые усугубляют ситуацию. Именно поэтому так важно сформировать у людей правильное представление о данном явлении.
Помните, что насилие можно остановить, не оставив его без внимания!
Экстренная психологическая помощь в Республике Беларусь |
||
Телефон | Время работы | |
"Телефон доверия для детей и подростков" психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях | 8 017 263 03 03 | круглосуточно |
Общенациональная детская линия помощи | 8 801 100 16 11 | круглосуточно |
Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия | 8 801 100 88 01 | ежедневно с 8.00 - 20.00 |
Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия" | 8 029 04 01 (Telegram, Viber,WhatsApp) | круглосуточно |
г. Минск | ||
для взрослых |
8 017 352 44 44 8 017 304 43 70 |
круглосуточно |
для детей и подростков | 8 017 263 03 03 | круглосуточно |
Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология" | 8 017 202 04 01 | круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия" |
Витебская область | ||
г. Витебск | 8 0212 61 60 60 | круглосуточно |
г. Полоцк | 8 0214 43 22 20 | 8.00 - 20.00 |
г. Орша | 8 0216 21 00 19 | 8.00 - 20.00 |
г. Новополоцк | 8 0214 37 13 75 | 8.00 - 20.00 |
Центры дружественного отношения к подросткам в Витебской области
Телефон | Адрес | |
Витебский ЦЗМ |
8 0212 57 24 71 8 0212 57 78 79 |
г.Витебск, ул.Чкалова, д.14В |
ЦЗМ "Откровение" УЗ "Полоцкая детская поликлиника" |
8 0214 42 76 55 | г.Полоцк, ул. Е.Полоцкой, д. 18 |
ЦЗМ "Диалог" УЗ "Новополоцкая детская поликлиника" |
8 0214 51 90 90 8 0214 594 52 76 |
г.Новополоцк, ул.Калинина, д. 5 |
ЦЗМ "Надежда" УЗ "Оршанская центральная поликлиника" детская поликлиника №1 |
8 0216 51 17 21 | г. Орша, ул.Пионерская, д. 15 |
Приёмная Национальной комиссии по правам ребенка находится по адресу:
220030, г.Минск, ул.Кирова, 16, каб.108
тел. 8 017 327 31 38
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
тел. 8 017 300 10 06
Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов
тел. 8 801 100 21 21 (по будням с 9.00 до 17.00)
Витебский областной детский клинический центр Горячая линия
тел. 8 0212 57 13 95 (с 14.00 до 16.30)
Дополнительные подразделы:
![]() |
Воспитание без насилия
|
|
Домашнее насилие
|
|
Памятка для родителей
|
|
Памятка «Пять мифов о насилии в семье»
|
Количество просмотров: