Инструкция для педагогов дошкольного образования по организации самообразования
1. Выбирая тему для самообразования, постарайтесь остановиться на вопросе, который Вам хорошо знаком и имеет непосредственное отношение к Вашей практической деятельности. Обычно темы саморазвития педагогов обсуждаются и принимаются на заседании методического объединения или педсовете. После одобрения темы администрацией учреждения приступайте к написанию индивидуального плана работы.
2. Каждое учреждение образования разрабатывает собственные требования к составлению индивидуального плана. Однако есть общие моменты, которые обязательно нужно отразить в документе. Во вступительной части плана укажите цель (то, что Вы планируете достичь в результате работы по саморазвитию) и несколько задач (3-5 основных приемов или шагов, которые помогут Вам достичь цели). Обозначьте форму самообразования. Она может быть индивидуальной, групповой, дистанционной и др.
3. Затем приведите информацию о группах, на базе которых Вы будете проводить исследование. Обязательно укажите форму работы с дошкольниками (индивидуальная, групповая, экспериментальная, работа в проблемной группе и т.п.). План саморазвития может базироваться как на одной форме взаимодействия с детьми, так и на их сочетании. Далее укажите методы и приемы работы с группой в рамках реализации плана саморазвития (эмперические или практические, творческие, проблемно-поисковые и др.).
4. Во вводной части пропишите предполагаемый результат деятельности. Здесь Вы можете также обозначить риски, которые могут возникнуть в ходе выполнения плана. Завершите вступление указанием конкретных сроков выполнения плана по самообразованию. Как правило, он рассчитывается на период от одного до трех учебных лет.
5. Основная часть индивидуального плана саморазвития обычно составляется в виде таблицы. Она включает в себя этапы деятельности с расписанием календарных сроков их выполнения; мероприятия, запланированные в ходе отдельного периода; предполагаемые итоги работы с указанием формы отчета по каждому этапу. Отчетная информация может быть оформлена как в письменном виде (портфолио, дневник), так и представлена в виде устного доклада на методическом объединении или конференции.
Памятка для педагогов «Примерная форма итогового отчета по самообразованию»
Должность_________________________________________________________
Ф.И.О.____________________________________________________________
Тема учреждения___________________________________________________
Индивидуальная тема _______________________________________________ __________________________________________________________________
Срок и период работы над темой______________________________________
Цель самообразования по теме _______________________________________
Задачи самообразования _____________________________________________
Прошел обучение на курсах повышении квалификации ___________________
Изучена литература _________________________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний МО, семинаров и других мероприятий _______________________________________________________
Наработанный материал _____________________________________________
Форма представления материалов _____________________________________
Результат работы и формы его представления ___________________________
Результат может быть представлен в виде доклада, реферата, статьи в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно, методической разработки.
Кроме того, педагог может выбрать формы представления накопленного материала:
- выступления (отчет) на заседании МО, методического совета, педсовета;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- мастер-класс;
- открытое занятие или мероприятие.