Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Методическая копилка

Консультация для педагогов

Преемственность детского сада и школы.

Подготовила

зам. зав по ОД Тиванская Н.А.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

                                                                                                                     Л. С. Выготский

В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014  № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно - технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1.     Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2.     Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3.     Умственные и нравственные способности учащихся.

4.     Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5.     Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для учреждения дошкольного образования характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым. В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из учреждения дошкольного образования в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы: адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом, индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей; интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.

Воспитатели дошкольного образования и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.

Ролевые функции воспитателя дошкольного образования и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.). Однако, если от воспитателя дошкольного образования требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок. Но, выступая в той или иной роли, педагог является не только «штатной единицей», но и человеческой индивидуальностью, располагающей неповторимым спектром человеческих качеств. Конечно и воспитанник дошкольного учреждения да, и ученик начальной школы воспринимают педагога в основном в единстве его ролевых и личностных качеств, но даже для них личность педагога неизбежно проступает через любые его ролевые действия.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель дошкольного образования и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии учреждения дошкольного образования и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. 

 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Методическая копилка

Местное время

Контакты

8 (02136) 2-45-28
8 (02136) 2-45-29
detsad.kohanovo2@tolochin.vitebsk-region.gov.by

211060, Витебская область, Толочинский район, г.п. Коханово, ул. Микрорайон, д.28
Открыть контакты

Режим работы:

Понедельник - пятница

с 7.15 до 17.45

Выходной: суббота, воскресенье.

Гуманитарный проект

15.03.23 Растим здоровую нацию!!!

Все новости

Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Толочинского района

-

Интерактивная карта по количеству свободных мест в учреждениях дошкольного образования Витебской области

-

-

-

История и традицииВ 1978 году для маленьких граждан нашего поселка широко распахнул двери ясли-сад. За эти годы учреждение прошло путь становления, накопления педагогического опыта, творческого поиска....
Открыть раздел История и традиции
Официальные Интернет-ресурсы http://president.gov.by/ - портал Президента Республики Беларусь http://government.by/ - Совет Министров Республики Беларусь http://www.sovrep.gov....
Открыть раздел Полезные ссылки
ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ по популяризации физической культуры и оздоровления детей дошкольного возраста «Растим здоровую нацию!» 1....
Открыть раздел Гуманитарный проект
The LineAct Platform