Консультация для родителей
«Приучение ребенка раннего возраста к труду»
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства.
Главная цель труда - в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. С помощью родителей и педагогов ребёнок входит в мир предметов, усваивает назначение каждого из них, правила их использования, выработанные обществом: из чашки пьют, в сковороде жарят котлеты, носовым платком вытирают нос, а мылом намыливают руки, то есть ребёнок приобретает социальный опыт. В процессе воспитания взрослый выступает для ребёнка:
- образцом для подражания;
- партнёром и помощником в совместной деятельности;
- главным ценителем достигнутого результата.
Многие считают, что приучать ребёнка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Это большое заблуждение. Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребёнка. Точной даты и возраста, когда надо начинать приучать ребёнка к труду по дому не существует. С одной стороны можно сказать, что сделать это никогда не поздно, с другой — как только ребёнок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех смыслах этого слова. С небольшой оговоркой — раннее развитие детей предполагает задания, которые должны соответствовать возрасту и возможностям ребёнка. Так что можно сказать, что развитие ребёнка, выраженное в его трудовых успехах, можно начинать с самого раннего детства.
Раннее развитие детей: от полутора до трех лет
В этом возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребёнок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребёнка охоту «трудиться по дому». Надо подобрать для него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон домашней обстановке.
Можно, например, дать ребёнку салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо показать, как это нужно делать. Собственный пример должен присутствовать на этапе раннего развития детей постоянно. Пока родители и дети неразлучны, в осваивании последними азов домашнего труда, не забудьте где надо похвалить, где надо подыграть ребёнку. И непременно постарайтесь превратить его маленькие обязанности в постоянную и увлекательную игру. Хороший старт очень важен.
Взрослый в данном случае выступает сразу в двух ипостасях – в качестве наставника и в качестве воспитателя, который подает личный пример в выполнении всех своих заданий. Можно вывести первый постулат – «ребёнок доверяет своим родителям, и если те поручили ему что-то сделать, значит – он должен и может это выполнить». Тем более, что делать все придется вместе, а делать вместе всегда интереснее, чем выполнять указания со стороны.
Поначалу освоение этих простейших навыков вряд ли можно назвать обязанностями, цель видимо в другом – дать почувствовать ребёнку себя нужным и полезным.
Для более успешной воспитательной работы по приучению к труду маленьких детей могут быть использованы самые разнообразные методы. Чтобы привить детям необходимые навыки и привычки нужно изо дня в день помогать им, напоминать о поручении, проверять выполненные задания, и делать это не только в детском саду, но и дома: попросить одеться, раздеться, убрать игрушки, вместе полить цветы.
Вначале детей приглашают только посмотреть на сделанную работу (уборка игрушек, украшение комнаты, уход за растениями и животными, подклейка книг, стирка кукольного белья). При этом надо обращать внимание на полученные результаты. В дальнейшем взрослый даёт возможность принять посильное участие в деле.
Для детей 2-3 лет такого рода деятельность является серьёзной "работой" требующей значительных физических и умственных усилий. Взрослым необходимо поощрять стремление детей помочь им, включать их в посильный труд, приучать к самостоятельности, объясняя смысл трудовой деятельности людей.
Ещё В. А. Сухомлинский отмечал: «Ребёнку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот».
Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Используйте природную любознательность малыша, чутко реагируйте на проявляющиеся интересы, исключая только опасные для жизни и здоровья ребёнка объекты и действия.
Если на втором году жизни ребёнок подражал вам, воспроизводя лишь внешнюю картину действия (например, убирая игрушки, он оставлял большую их часть на полу, не придавая этому особого значения), то на третьем году жизни малыша интересует качество выполненного действия, а не только сам процесс. К тому же на первый план выходит значимость конечного результата, то есть ребёнку интересно то, что получится в конце его деятельности. Его деятельность приобретает целенаправленный характер.
Похвала взрослых вызывает у ребёнка чувство гордости, самоуважения, и ему ещё больше хочется демонстрировать свои умения. Не оставляйте без внимания желание ребёнка сделать что-то приятное для членов семьи, признайте его потребность быть нужным всей семье. Последующее активное обсуждение поступка ребёнка в кругу семьи ориентирует малыша на семейные традиции. Таким образом, складываются условия для воспитания небезразличного человека, готового прийти на помощь. Это желание нужно поддерживать в ребёнке.
Ребёнок раннего возраста не может оценить себя, свои поступки. Если постоянно отстранять малыша от дел, или остаться равнодушным к его усилиям, успехам, можно прийти к печальному финалу – ребёнок решит: «Я плохой». Ребёнок чувствителен к слову взрослого, поэтому хорошо подумайте, прежде чем что-то запрещать.
- Иди в свою комнату, поиграй с игрушками, не мешай! – говорите вы, и ребёнок с обидой может подумать, что его не любят, не дают участвовать в жизни семьи.
- Ты вечно всё разбиваешь, проливаешь, пачкаешь, - и малышу понятно, что он для взрослых вечная обуза, и лучше не начинать ничего делать, боясь сделать всё не так. Не успели вовремя сформировать навыки самообслуживания, и вот ребёнок отказывается самостоятельно есть и одеваться, даже, если это давно ему по силам.
Самостоятельно действующий малыш хорошо развивается физически и интеллектуально. Он учится нормам и правилам поведения в социуме. Занимаясь обычными повседневными делами, ребёнок получает весь комплекс впечатлений от окружающего мира. Это – моторные, тактильные, вестибулярные, вкусовые, зрительные, кинестетические (ощущения, связанные с движениями в пространстве), эмоциональные ощущения.
Совместные с вами действия оказывают благотворное влияние на развитие речи ребёнка. Расширяются поводы речевого взаимодействия. В общении с вами малыш старается передать словами свои впечатления, учится задавать и отвечать на ваши вопросы. У ребёнка расширяется и углубляется объём понимаемой речи окружающих.
Никогда нельзя наказывать ребёнка трудом. Трудовое поручение следует предлагать как поощрение, как особое доверие к формирующейся личности: только самому хорошему малышу можно доверить вытереть пыль, покормить рыбок и т. п. Вам остаётся только чаще восхищаться ребёнком, ведь это поддерживает его стремление быть самостоятельным и инициативным.
В. А. Сухомлинский говорил: «Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, не сравнимая ни с какими другими радостями мира».